Авантитул
Авантитулом называется первая страница издания, расположенная перед титульным листом и содержащая обычно издательскую марку, эпиграф, посвящение, надзаголовочные данные. Изредка применяются и другие названия: фортитул или выходной лист. Страница может быть и пустой, не содержащей никакой информации. Она как бы защищает титульный лист. При нумерации страниц авантитулу, как правило, присваивается первый номер. Если в процессе верстки возникают лишние страницы, авантитулом можно пожертвовать.
Числа
Следует определить, когда будет использоваться написание чисел словами, а когда цифрами. (Обычно числа до десяти пишутся словами, а последующие – цифрами). Как представлять составные числа, например 801–809 или 801-9.
Даты
Следует определить, в каком формате будут приводиться даты: 8 января 1998 года; 08.01.98 или как-то иначе; какое обозначение применить для написания веков: XXI век или 21-й век и т.д.
Дополнительный материал
Любой дополнительный материал (например, иллюстрации) должен быть предоставлен на отдельном листе и пронумерован в соответствии с принятой в основной рукописи системой нумерации.
Форма распечатки рукописи
Если автор готовит рукопись с использованием текстового процессора, попросите его распечатывать материал с двойным интервалом на листах формата А4 и только с одной стороны листа. Если автор располагает матричным принтером, допускающим выбор качества печати, попросите его не пользоваться режимом черновой печати "draft". Черновые распечатки слишком бледные и плохо подходят для изготовления копий.
Для рукописи, подготовленной на пишущей машинке, обязательными требованиями должны являться: печать через два интервала на листах формата А4 и только с одной стороны листа.
Форматы октаво
Книги в обложке малого формата | 178x111 | 35x21 | 2 | 2 1/2 | 3 1/2 | 5 |
Crown 8vo | 186x123 | 36x22 | 2 1/2 | 2 1/2 | 4 1/2 | 5 1/2 |
Large Crown 8vo | 198x129 | 38x23 | 3 | 3 | 4 1/2 | 5 1/2 |
Demy 8vo | 216x138 | 42x24 | 3 1/2 | 3 1/2 | 5 | 5 1/2 |
Royal 8vo | 234x156 | 45x28 | 4 | 4 | 5 | 6 1/2 |
Форматы кварто. Типовые размеры полосы набора довольно затруднительно указать точно, поскольку эти форматы используются для большого количества вариантов книг. Ниже приведены наиболее общие рекомендации.
Crown 4to | 246x189 | 50x37 | 3 1/2 | 3 | 4 1/2 | 5 1/2 |
Demy 4to | 276x219 | 58x44 | 3 1/2 | 3 | 4 1/2 | 4 1/2 |
A4 | 297x210 | 62x42 | 3 1/2 | 4 | 4 1/2 | 5 |
Типовыми размерами шрифта (подразумевается наиболее удобный размер) являются 11-на-12 пт для двухколонной верстки и 10-на-11 пт – для трехколонной верстки. Типовое количество слов в этих случаях будет следующим.
Crown 4to | 246x189 | 700 | 850 |
Demy 4to | 276x219 | 800 | 975 |
А4 | 297x210 | 900 | 1100 |
В России в настоящее время приняты следующие требования к длине строки в зависимости от кегля для изданий литературно-художественных, научных и научно-популярных (ОСТ 29.124-94).
минимальная | максимальная | |||
пункты | квадраты | мм | квадраты | мм |
10 н\ш и более | 3 3/4 | 68 | 7 | 126 |
10 | 3 3/4 | 68 | 7 (6) | 126 (108) |
9 н\ш | 3 1/2 | 63 | 6 3/4 | 122 |
9 | 3 3/4 | 68 | 6 | 108 |
8 н\ш | 3 (2 3/4) | 54 (50) | 5 3/4 (5) | 104 (90) |
8 | 4 1/2 | 81 | 5 | 90 |
Примечание. В скобках указана длина строки для научных изданий.
Для изданий справочных (в том числе энциклопедий и словарей), массово-политических, нормативных и для изданий, предназначенных для досуга приняты следующие требования к длине строки в зависимости от кегля.
минимальная | максимальная | |||
пункты | квадраты | мм | квадраты | мм |
10, 10 н\ш и более | 3 1/2 | 63 | 7 1/4 | 131 |
9 н\ш | 2 3/4 | 50 | 7 | 126 |
9 | 2 3/4 | 50 | 6 3/4 | 122 |
8 н\ш | 2 1/2 (2 1/4) | 45 (41) | 6 | 108 |
8 | 2 3/4 (2 1/4) | 50 (41) | 6 | 108 |
7 н\ш | 2 1/2 (2 1/4) | 81 | 45 (41) | 4 1/2 |
Примечание. В скобках указана длина строк для энциклопедий и словарей.
Допустимые минимальные размеры полей на страницах издания указаны в следующей таблице.
Корешковое | на странице | на развороте |
Верхнее | 10 | 12 |
Наружное | 24 | 11 |
Нижнее | 15 |
Фронтиспис
Левая сторона разворота с титульным листом служит для размещения иллюстрации или портрета автора.
Хороший материал
Для хорошего материала символы подсчитать легко, поскольку текст достаточно однороден и можно использовать средние значения.
Задача состоит в подсчете количества символов на каждом листе рукописи основного текстового материала, а затем в сложении подсчитанного для каждого листа значения для получения итогового результата.
Простейший способ подсчитать символы – это начертить карандашом линию внизу каждого листа рукописи, равную средней длине строки. Далее следует подсчитать число символов и пробелов для этой "усредненной" линии и умножить это значение на количество строк на листе. К полученному значению следует прибавить несколько символов, вышедших за пределы линии, и вычесть символы, не дошедшие до краев линии.
Но остающиеся в конце неполной последней строки абзаца пробелы также должны быть добавлены к полученному значению (это полезные пробелы, которые существуют в исходном материале и которые должны быть в тех же количествах установлены на текстовой странице).
Линейка на печатной машинке существенно ускоряет подсчет символов и пробелов вдоль средней линии. Для стандартных одноширинных печатных машинок или принтеров можно принять значение 10 символов на дюйм (3,94 на см).
Просуммировав результаты для каждого листа, вы получите общее количество символов и пробелов в рукописи.
Иллюстрации
Иллюстрации должны быть полностью отделены от текста. Их никогда не следует включать в виде набросков в основной текст рукописи, где должны быть только ссылки на них с порядковыми номерами.
Использование типографских приемов
Следует определить, будет ли использоваться выравнивание цифр по базовой линии шрифта; будут ли для выделения ссылок в тексте использоваться курсив, звездочки или цифры с номера ссылок; каким образом будет применяться курсив или полужирный шрифт для справочной литературы и библиографии.
Исправление опечаток
Для рукописей, набранных с помощью текстового процессора, следует ожидать минимального количества опечаток. Если опечаток много, лучше вернуть файл автору для исправления и повторной распечатки.
Для исправления ошибок в рукописи, отпечатанной на пишущей машинке, попросите автора использовать для правки стандартные символы. Они приведены в конце раздела 5.3.
с каким материалом вы имеете
В начале желательно оценить, с каким материалом вы имеете дело. Хорошим считается текст рукописи, напечатанный на одноширинной печатной машинке или на принтере не более чем с несколькими сделанными от руки исправлениями; плохим считается неравномерно напечатанный текст со множеством исправлений от руки, или набранный с использованием пропорционального шрифта (в котором буквы имеют разную ширину).
к особенностям типографского набора для
Теперь обратимся к особенностям типографского набора для основного текста – выбранному типу и размеру шрифта, ширине строк и количеству строк на странице, не считая строки колонтитула.
Для этого необходимо воспользоваться набором расчетных таблиц: они задают данные для количества символов и пробелов в зависимости от типа и размера шрифта (обратите внимание на примечания к таблицам и приводимые в них правила пользования!).
Табличное значение следует умножить на число строк на странице и получить общее количество символов и пробелов на странице, имеющей соответствующий дизайн.
Полученное значение нужно разделить на общее количество символов и пробелов, вычисленное на первом этапе, что даст общее число страниц основного текста.
и заключительной частей. Это часто
Теперь определим объем вступительной и заключительной частей. Это часто удается сделать без формального подсчета количества страниц, но если вступительная или заключительная части достаточно объемны – например, в качестве заключительной части приведен большой глоссарий – следует выполнить для них расчет описанным выше способом.
Полученное число страниц добавляется к числу страниц основного текста, после чего получается общее количество страниц в книге.
Небольшое замечание относительно расчетных таблиц изготовителей и их применения. Они основаны на использовании типографского стандарта на устанавливаемую ширину для данного шрифта. Большинство современных фотонаборных машин поддерживают режим подстройки этого стандарта либо путем глобальной "компенсации символов" (увеличение или уменьшение установленной ширины символов шрифта для достижения более плотного или более разреженного набора), либо путем кернинга для отдельных пар букв с целью улучшения их визуального восприятия за счет их сближения. Использование этой функции может повлиять на полученное значение числа страниц (хотя в большинстве случаев эта разница не будет слишком большой).
Для таблиц Linotype имеются три набора данных, предназначенных для алфавита строчных букв с размером 10 пт для шрифтов Linotype; для преобразования значений для алфавита строчных букв в значения для символов другого размера; и для подсчета количества символов для этих алфавитов при различных значениях ширины строк в пиках.
Для таблиц Monotype каждой серии шрифтов установлен коэффициент. Чтобы вычислить количество символов и пробелов в строке для заданного типа и размера шрифта при заданной ширине строки в пиках используется формула
Для набора таблиц Compugraphic приведено среднее количество символов на одну пику для различных типов шрифтов.
После расчета общего количества страниц в книге остается возможность пересмотреть характеристики выбранного дизайна, если полученное значение больше или меньше запланированного.
Если все нормально, рукопись готова к отправке в набор.
Капитель
Следует определить, когда использовать капитель, а когда – нет. (Большинство современных стилей издания предполагает минимальное использование капители).
Классификация шрифтов
Согласно принятым соглашениям, большинство шрифтов объединяются в группы, часто в соответствии с историей их создания. Российский стандарт ГОСТ 3489.1-71 "Шрифты типографские" определяет шесть основных групп шрифтов.
Британский стандарт BS 2961:1967 определяет восемь групп шрифтов. Но довольно часто используется и "традиционная" номенклатура, применяемая до появления стандарта.
Ниже приведены шрифты согласно классификации по стандарту BS, а также соответствующие традиционные названия в скобках.
Готические шрифты использовались при производстве первых книг (в 1450-е годы, в Германии). Первые романские шрифты ("roman") были получены через 20 лет в Италии. Печатник из Венеции Николаус Йенсен скопировал их с итальянских рукописей XV века.
Антиквенные венецианские шрифты (Humanist (Venetian)). Антиквенными называется группа шрифтов, имеющих засечки. Характерным представителем и "родоначальником" этой группы были шрифты Humanist, похожие на элегантные рукописные и имеющие наклонный нажим, придающий им каллиграфическое начертание. Их отличительный признак – наклонная черта буквы "e", воспроизводящая соответствующую букву из рукописей того времени.
В качестве примеров можно привести шрифты Centaur, Cloister Old Style, Horley Old Style, Kennerley, Veronese, которые все основаны на печатных образцах 1470 и 1480 гг.
увеличить изображение
Шрифты старого стиля (Garalde (Old Face)). Увлечение шрифтами Humanist оказалось весьма непродолжительным. Через 25 лет после Йенсена печатник Альд Мануций, снова в Венеции, предложил новую серию шрифтов, позволяющих достичь существенной экономии при наборе без ущерба для четкости, а литеры были более правильными и твердыми. Новая разработка доминировала в типографском деле в течение следующих двух веков.
Шрифты Garalde менее каллиграфические по своему виду, чем шрифты Humanist, и в них возвращена горизонтальность перекладины в букве "e". Они также имеют наклонную ось овала и достаточно экономичны.
Они имеют небольшое очко строчных знаков, но очень элегантный дизайн. Это классические книжные шрифты.
Шрифты Garalde встречаются во многих вариантах, отражающих различные национальные и культурные особенности, приобретенные после первоначального своего появления. Современные разработки, конечно, были созданы машинным способом; многие из них были созданы в начале тридцатых годов XX столетия.
Они включают в себя шрифты Bembo (1490, Италия); Garamond (1530, Франция); Ehrhardt (1680, Германия); Caslon (1720, Англия).
Ряд шрифтов классического стиля, в которые были привнесены некоторые новые элементы при сохранении основных старых характеристик, был создан в середине XIX века. К ним относятся Old Style (1852, Шотландия); Imprint (1912, Англия).
увеличить изображение
увеличить изображение
Шрифты переходного стиля (Transitional). В середине XVIII столетия влияние гравирования в технике письма и типографском деле стало более ощутимым. Гравированные медные литеры придавали регулярный и механический облик тексту; эта тенденция способствовала многим нововведениям в металлическом наборе того времени. Это была "эпоха рационализма", когда предпочтение отдавалось однородности и симметрии. В то же время, ряд достижений в технике печати и появление более гладкой бумаги привели к появлению более тонких штрихов и более изысканному контрасту основных и соединительных элементов литер.
Шрифты переходного стиля отличают более вертикальная ось овала, для них допускается больший контраст. Серифы по-прежнему используются скругленные.
Наиболее популярными на сегодняшний день шрифтами переходного стиля являются Baskerville (1760, Англия); Fournier (1760, Франция); Bell (1780, Англия); Scotch Roman (1790, Шотландия).
увеличить изображение
Шрифты нового стиля (Didone (Modern)). Тенденция к однородности, механическому характеру и симметрии, господствующая в ходе всего XVIII века, достигла своей кульминации в начале XIX века и способствовала появлению высокооднородных, высокоструктурированных шрифтов.
Шрифты нового стиля имеют полностью вертикальную ось овалов, горизонтальные серифы и резкий контраст между основными и соединительными штрихами.
В качестве наиболее известных примеров можно привести шрифты Bodoni (1810, Италия); Walbaum (1820, Германия); Modern Extended (1830, Шотландия).
увеличить изображение
Брусковые шрифты (Slab-serif (Egyptian)). Промышленная революция и оживление коммерческой деятельности, которой она сопровождалась, способствовали появлению новой моды в типографском деле, которая была свойственна викторианской эпохе – кричащие и тяжелые шрифты.
Первые, ранние версии шрифтов представляли собой шрифты Didone (Modern) со смелым начертанием (1810-е годы). Для этих шрифтов характерны линейные засечки как со скобками, так и без. Некоторые из этих шрифтов были использованы в качестве наборных, особенно Clarendon, первый шрифт, разработанный и используемый в качестве жирного (1845).
Характерными примерами являются шрифты Cairo, Clarendon, Egyptian, Playbill и Rockwell.
увеличить изображение
Среди кириллических шрифтов к брусковым относятся такие, как Балтика, Ксения, Трактир, Родео.
увеличить изображение
Гротески – шрифты без засечек (Lineale (Sans Serif)). Шрифты без засечек впервые появились в 1820-х годах и быстро завоевали достойное место в арсенале шрифтов. Наборные шрифты появились позднее.
Стандарт BS 2961 предусматривает четыре категории.
Grotesue характерен для образцов, созданных в начале XIX века. Они были закрытыми, плотными и подвергались критике за свою "гротескность" эстетами того времени. Их иногда называют Gothic, по аналогии с возрожденными к этому моменту шрифтами Gothic. В качестве примеров приведем шрифт Франклин Готик.
Шрифты, называемые Новыми гротесками (Neo-Grotesque), являются более современными, их литеры более открытые и закругленные, все штрихи имеют одинаковую толщину и однолинейное начертание. Наиболее известными представителями этих шрифтов являются Helvetica (1950, Швейцария) и Univers (1950, Франция).
увеличить изображение
Шрифты группы геометрических гротесков (Geometrics) относятся к категории, в которой литеры без засечек формируются из простых геометрических фигур, например окружностей или прямоугольников. Они имеют дизайн, характерный для начала XX века, и включают в себя такие шрифты, как Erbar, Eurostile и Futura. Среди кириллических шрифтов можно назвать гарнитуры Журнальная рубленая и Кабель.
Категория шрифтов, относящихся к гуманистическим гротескам (Humanist), основана на пропорциях, свойственных строчным литерам шрифтов Humanist и Garalde. Для них характерен также некоторый контраст штрихов и вид, напоминающий шрифты с засечками. Они включают шрифты Gill Sans (1920, Англия) и весьма привлекательный шрифт Optima (1958, Германия).
Рукописные (Script). Рукописные шрифты имитируют курсивное начертание. Стили варьируются от строгого (Palace Script) до неформального (Flash). Среди кириллических шрифтов можно назвать Декор, БетинаСкрипт, Коррида.
Декоративные шрифты вне классификаций (Graphic). Эти шрифты отличаются от рукописных более причудливым начертанием, имеющим скорее рисованный характер. Известно множество вариантов.
Все остальные шрифты согласно данной схеме классификации представляются как гибриды основных шрифтов. Многие из них содержат новые дизайнерские решения, вызванные применением цифровых технологий, сканирования и возможностей электронной обработки и улучшения вида символов.
увеличить изображение
Теперь выберем шрифт и используем его для разработки дизайна книги.
Колонцифры
В соответствии с правилами колонцифры помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо; или же помещаются в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице, и могут быть также центрированы, выключены влево или вправо.
Чаще всего используют арабские цифры, которые могут иметь высоту, равную высоте прописных букв, или высоте строчных букв с наибольшим верхним выступающим элементом.
Нумерация
Все листы должны быть последовательно пронумерованы, номера должны быть легко различимы и проставлены в соответствующих местах (например, вверху справа).
Объявление
Объявление подразумевает список других книг данного автора и помещается на контртитуле. Здесь же приводятся сведения об издании в целом или воспроизводится титульный лист издания, послужившего оригиналом для перевода.
Оборот титула
На оборотной стороне титульного листа, традиционно являющегося четвертой страницей издания, размещаются элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, ISBN, каталожные данные, аннотация и основные сведения об издании и издателе.
Общие характеристики
Пропорции. Вес и "насыщенность" шрифта – вот основные особенности, которые бросаются в глаза читателю. Шрифт может меняться от тонкого и изящного до жирного и грубого, в промежутке между которыми находятся все остальные оттенки.
Следующей отличительной особенностью является "заполненность" символа. Она может изменяться от свободной и разреженной до плотной и компактной.
Немаловажное значение имеет общее соотношение между высотой строчной буквы и длиной верхнего и нижнего выступающего элемента, а также между высотой строчных и прописных букв. Литеры, имеющие небольшой физический размер очка (например, шрифты с кеглем 10 пт, которые выглядят меньшими, чем другие шрифты с этим же кеглем) часто выглядят так потому, что имеют небольшой размер тела литеры, но большие размеры верхнего и нижнего выступающих элементов. Для других шрифтов имеет место обратный эффект: большие размеры тела литеры и компактные выносные элементы.
Наплыв. В штрихах, образующих округлые формы символа, самая толстая часть называется наплывом.
Термин наплыв (stress) используется для описания положения оси овального элемента. Ось может быть наклонной, или вертикальной.
Буквы с наклонной осью овального элемента выглядят более рукописными и менее "механическими" или гравированными, чем буквы с вертикальной осью.
Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов, составляющих символ, называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом. Слабо контрастные буквы выглядят более мягкими; сильно контрастные буквы выглядят правильно и однообразно.
Рис. 2.4. Ось овального элемента может быть наклонной или вертикальной. Для букв с наклонной осью засечки также получаются наклонными; для букв с вертикальной осью засечки горизонтальные
Засечки. Шрифт может иметь, а может не иметь засечек. Величина засечек по отношению к основному штриху буквы может быть различной. Ниже приведены различные варианты засечек.
Рис. 2.5. Формы засечек
Однородность размещения текста
Необходимо, чтобы количество строк в листе распечатки было одинаковым, а длина строк – неизменной. Тем самым существенно облегчится процесс определения числа страниц.
Оформление книги
Хороший дизайн книги в значительной степени зависит от понимания особенностей оформления.
Оформление книги как предмет представляет собой ряд приемов и правил, освоение которых необходимо для получения хорошего издания. При этом требуется сочетание различных качеств: воображения, ощущения визуальной гармонии, понимания и желания использовать печатное слово как средство коммуникации, а также практическое понимание процесса типографского набора, в котором реализуются принятые принципы дизайна.
Основная цель оформления в книгопечатании заключается в том, чтобы авторский материал был расположен удобно для читателя, выглядел красиво и привлекательно. Целью книжного дизайнера в любом случае является достижение максимального удобства и удовольствия для читателя, а не демонстрация полиграфического искусства.
Определение структуры
Эта операция включает в себя определение структурной организации текста, выделение заголовков и характерных мест, подбор места для иллюстраций и т.д. для придания изданию привлекательного вида.
Рассмотрим более подробно две последние задачи – применение стиля и определение структуры.
Любую книгу можно разделить на вступительную часть, основной текст и заключительную часть.
В то же время при определении структуры редактор должен пометить различные части, чтобы указать на особенности набора, которые к ним будут применены.
Этот процесс называется классифицированием (generic mark-up), поскольку маркеры при этом являются не специфическими типографскими или другими техническими указателями, но лишь обычными пометками, определяющими структуру и имеющими однозначную трактовку при представлении заголовков.
Как правило, такая разметка текста осуществляется в рукописи путем пометки текстовых разделов вступительной и заключительной частей для задания инструкций типа "на один размер меньше", "на два размера меньше" и т.д. по отношению к размеру (кеглю) основного текста; а также внутри основного текста – путем разметки заголовков в порядке степени важности.
Задачей художественного редактора, дизайнера или специалиста по производству затем будет перевести эти условные пометки в размеры для набора и принятые для данной книги способы детализации элементов.
Сначала рассмотрим основные структурные части.
Основной текст
Поскольку основной текст является главным элементом книги, редактирование и выбор дизайна основного текста будет иметь первостепенное значение.
Основной текст может быть поделен на любое количество частей, разделов, глав, подразделов в любом их сочетании.
Первая из задач при редактировании материала состоит в правильном выборе количества частей или глав для книги; а затем в определении для каждой из составляющих частей уровней заголовков – приведение их к минимальному числу уровней – и простановка для них меток (тэгов). В ходе проработки дизайна и при наборе каждый тэг представляет соответствующий типографский стиль.
Обработка заголовков необходима как с точки зрения определения их иерархии в структуре, так и для назначения способа их отображения в тексте. Второстепенный текст, выдержки, сноски и надписи должны быть продуманы, а также принята некая система выделения – например, пометки на полях различного цвета – чтобы облегчить работу дизайнеру и наборщику.
Переносы
Следует определить максимально допустимое количество идущих подряд строк с переносами и задать минимально допустимую длину первой части слова при переносе.
Правила для переноса небесспорны, поэтому существует лишь один реальный критерий: общее восприятие. Единственным руководящим принципом при организации переносов должно быть удобство для читателя, то есть отсутствие у него дискомфорта при чтении слов с переносом.
Слова нужно переносить по слогам, поэтому, во-первых, нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога, например: нельзя переносить просмо-тр, ст-рах; во-вторых, нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной, например, люб-овь, дуб-овый (следует переносить лю-бовь, дубо-вый или ду-бовый); в-третьих, буквы й, ъ, ь нельзя отделять от предшествующих букв: бой-цы, подъ-езд, боль-шой.
Следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.
Составные слова – микроконтроллер, миллиметр – следует разделять только в точке их логического разрыва.
Основное правило – не делать ничего, что могло бы стать помехой при чтении или привести в замешательство читателя.
Большинство печатников скажут, что количество идущих подряд строк с переносом должно быть не более двух, в крайнем случае – трех.
Сторонники строгих правил не хотят допускать, чтобы первая часть переносимого слова состояла менее чем из трех букв, хотя на практике это не всегда возможно. Следует избегать переносов слов "через полосу", т.е. переносить последнее слово на правой полосе.
Перепечатка и подготовка дополнительных материалов
Эта работа заключается в переделке неудачных или сомнительных мест в тексте, чтобы работа предстала перед читателем в ясном и четком виде. Здесь же следует определить справочный аппарат издания (выходные данные) и подготовить материал для создания предметного указателя.
Плохой материал
Для плохого материала описанный выше метод невозможен. Слова в каждой строке на каждой странице рукописи должны быть подсчитаны индивидуально, после чего необходимо определить итоговое значение.
Средняя длина русского слова составляет 6 символов + 1 пробел после них, следовательно, 7 символов. Умножив общее количество слов на 7, можно получить общее число символов и пробелов.
К этому значению следует прибавить 5%, учитывающие пробелы в последних неполных строках абзаца.
Окончательное значение будет соответствовать общему количеству символов и пробелов в рукописи.
Подсчет страниц текста
Определение объема издания по рукописи – это расчет количества страниц текстового материала заданного объема при использовании определенного шрифта и определенной полосы набора.
Вычисление осуществляется в три этапа.
Подсчитывается количество символов и пробелов материала без учета вступительной и заключительной частей. Это легко сделать, если вы работаете, например, в текстовом процессоре Word версий 6 и выше. В меню Сервис имеется опция Статистика, с помощью которой можно получить искомое количество символов.Подсчитывается количество символов и пробелов на страницу основного текста без учета вступительной и заключительной частей.Результат, полученный в пункте 1, делится на результат, полученный в пункте 2, после чего получаем количество страниц основного текста.
Отдельно выполняются вычисления для вступительной части и результат добавляется к полученному ранее, давая общий объем книги.Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
Поля
В распечатке рукописи должны быть предусмотрены достаточно большие поля по всем четырем краям листа, чтобы у редактора было достаточно места для пометок и корректуры. Поля должны составлять никак не меньше 2,5 см.
Постоянные и переменные колонтитулы
Постоянный колонтитул (running head) в точности повторяется на протяжении всей книги (например, название книги). Переменный колонтитул (headline) напротив, меняется (например, название главы, или раздела).
Цель применения переменных колонтитулов состоит в том, чтобы, открыв книгу на любой странице, вы могли быстро определить, где находитесь. Согласно принятым правилам, более общую информацию следует располагать на левой полосе (название книги, заголовок раздела); а более конкретную информацию помещать на правой полосе (заголовок текущей главы или подраздела, соответствующего данной странице).
Обычно место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте: они могут быть центрированы, выровнены по переднему обрезу книги или иметь от него отступ в несколько пик, а также выровнены по корешку или иметь от него отступ в несколько пик. Колонтитулы должны быть легко отличимы от основного текста, если вы хотите, чтобы они действительно служили своей цели. Исходя из тех же соображений, целесообразно использовать для колонтитула курсив (или курсив увеличенного на один пункт кегля по сравнению с основным текстом) или капитель того же шрифта, что и основной текст.
в начале издания. Как правило,
Сопроводительная статья, помещаемая в начале издания. Как правило, в предисловии поясняются цели и особенности содержания и построения произведения.
Представление материала
Существует ряд требований, соблюдение которых автором облегчит работу редактору, а также снизит риск всевозможных недоразумений и позволит значительно сократить затраты на набор.
Применение собственного стиля
При просмотре текста в нужных местах применяются особенности стиля, принятого для данного типа изданий.
Собственный стиль издательства представляет собой набор орфографических, лингвистических и типографских правил, применяемых издательством при редактировании и издании.
Лингвистические особенности представляют собой список предпочтений для стилей орфографии, пунктуации, аббревиатуры и т.д., используемых издательством для типографского набора в соответствии с принятыми соглашениями – например, будут иностранные слова в основном тексте выделяться курсивом или заключаться в кавычки (различаются типографские кавычки (« ») и так называемые круглые кавычки (" ")).
Стилевые особенности могут значительно различаться для различных издательств, а также для различных проектов внутри одного издательства.
В одних случаях, стиль рукописи остается неизменным или в него вносятся минимальные изменения, при этом редактор полагается на собственный опыт, вкус (или на некие стандартные требования). В других случаях, например, при подготовке многотомных произведений или при наличии большого штата редакторов, имеется обширный список рекомендаций, содержащих точные указания редакторам, в каком виде должен быть представлен материал.
Обычно решение, к каким изданиям следует жестко применить собственный стиль, определяется коммерческими вопросами. В идеале большинство издателей с удовольствием применяли бы свой единый стиль ко всем издаваемым произведениям. В действительности дело обстоит иначе.
Минимальными задачами для каждого издания являются достижение рационального представления текста и отсутствие ошибок в правописании. Изложение правильным литературным языком и соблюдение основных лексических норм (отсутствие жаргонных и разговорных выражений, кроме тех случаев, когда они составляют существо произведения или являются неотъемлемой частью авторского стиля) также возлагается на редактора издания. Согласованность представления материала для серии книг, чтобы они выглядели единообразно, является следующей задачей. Единообразие (не стандартизованность, а скорее, "узнаваемость") для всего спектра выпускаемой продукции является высшей ступенью совершенства.
Ниже приведены типовые рекомендации, которыми следует руководствоваться при использовании собственного стиля и в соответствии с которыми необходимо принимать решения в процессе редактирования.
Принципы измерения и терминология
Существуют две системы типографских измерений: англо-американская система, или система Пика (Pica), и система Дидо (Didot).
Система Пика применяется в Великобритании, Америке и в большинстве стран остального мира, кроме континентальной Европы. Система Дидо применяется в большинстве стран континентальной Европы и в России. В обеих системах основной единицей измерения является типографский пункт (point); но в то время как в англо-американской системе он равен округленно 0,351 мм, пункт в системе Дидо чуть больше – округленно 0,376 мм.
Величина шрифта в наборе выражается в кеглях. Размер кегля определяется в пунктах. Поскольку эти понятия складывались во времена металлического набора, кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква (знак). Например, кегль 10 пунктов равен 3,76 мм (3,51 мм в системе Пика), но само очко знака, естественно, меньше, так как необходимо предусмотреть место для надстрочных и подстрочных элементов знака (диакритических знаков).
Профессиональные наименования кеглей различного размера широко употребляются до сих пор в типографском деле и фигурируют в специальной литературе:
кегль 3 пункта – бриллиант кегль 4 пункта – диамант;кегль 6 пунктов – нонпарель;кегль 7 пунктов – миньон;кегль 8 пунктов – петит;кегль 9 пунктов – боргес;кегль 10 пунктов – корпус;кегль 12 пунктов – цицеро;кегль 14 пунктов – миттель.В большинстве современных фотонаборных систем применяется преобразование пунктов и пик в миллиметры или дюймы. Они более удобны для типографских измерений при наборе, нежели пункты и пики, например, если необходимо задать точный размер заголовка или осуществить набор в строго ограниченном пространстве.
Для облегчения дальнейших вычислений можно пользоваться следующей таблицей перевода.
1 | 0,351 | 0,013837 | 0,376 | 0,0148 |
3 | 1,054 | 0,041511 | 1,128 | 0,0444 |
6 | 2,109 | 0,083022 | 2,256 | 0,0888 |
7 | 2,460 | 0,096859 | 2,631 | 0,1036 |
8 | 2,812 | 0,110696 | 3,007 | 0,1184 |
9 | 3,163 | 0,124533 | 3,383 | 0,1332 |
10 | 3,515 | 0,138370 | 3,759 | 0,1480 |
11 | 3,866 | 0,152207 | 4,135 | 0,1628 |
12 | 4,218 | 0,166044 | 4,511 | 0,1776 |
14 | 4,920 | 0,193718 | 5,263 | 0,2072 |
18 | 6,326 | 0,249066 | 6,767 | 0,2664 |
24 | 8,435 | 0,332088 | 9,022 | 0,3552 |
Во времена металлического набора строки отделялись одна от другой физически – вставкой пробельного элемента шириной в два пункта (так называемого шпона).
Соотвественно, характеристика набора должна была содержать название гарнитуры (например, Таймс), величину кегля (например, 10 пунктов) и количество шпон для указания интерлиньяжа (например, на два шпона, или 10 на 12).
В современных технологиях нет необходимости задавать размеры этим традиционным способом, поскольку фотонаборное изображение не имеет ограничений, свойственных металлическому набору: изображение может быть достаточно точно помещено в любое место, однако традиционный способ все еще используется, даже в фотонаборных системах, поскольку позволяет гибко переходить от одних единиц измерения к другим: миллиметрам, дюймам, цицеро, пикам или пунктам.
При задании больших размеров литер или литер, "плавающих" внутри определенной зоны, часто бывает удобнее использовать в качестве размера высоту строчной буквы х для данной гарнитуры (x-heights) или высоту прописных букв (cap-heights), или же ширину столбца (measures); все эти размеры лучше выражать в миллиметрах или в дюймах. Задавать позицию литер внутри пустого пространства легче в миллиметрах или в дюймах, чем в пиках и пунктах.
Любая буква, цифра или знак наборного алфавита носит название символ (character) или литера (sort). Размер символа в пунктах измеряется в соответствии с определенным для него типом единицы измерения, и отсчитывается от вершины выступающего над символом выносного элемента до конца нижнего выносного элемента. Ширина символа в различных шрифтах одного размера может существенно меняться. Изготовители шрифтов используют различные способы задания ширины для каждого из символов шрифта: чаще всего они используют в качестве единиц измерения доли ширины строчной буквы "m". Для монотипных шрифтов, например, "m" делится на 96 долей, а для выражения ширины каждого символа используется количество этих долей.
Половина значения ширины "m", называемая "n", применяется в качестве единицы измерения ширины для наборных шрифтов. Для среднего наборного шрифта с размером 11 пт единица ширины "n" составит 5 пт, или 1,75 мм, т.е.
на одном дюйме уместится чуть больше 14 символов. Для сравнения в печатающих машинках в одном дюйме размещается 10 или 12 символов (см. раздел 5.1.2). Ниже показаны некоторые из характеристик, описывающих печатные символы.
Рис. 2.1. Анатомия буквы и ее элементы
А – очко литеры (Face of Character).
B – кегельная площадка (Em-Square).
C – кегль (Size).
D – линия шрифта (Baseline).
E – высота (рост) прописного знака (Cap-height).
F – высота (рост) строчного знака (x-height).
G – межбуквенный просвет (Letterspace).
H – полуапрош (Side bearing).
I – интерлиньяж (Linespace).
oсновной штрих (Stem).соединительный штрих (Hairline).засечка, сериф (Serif).верхний выносной элемент (Ascender).нижний выносной элемент (Descender).наплыв (Stress).внутрибуквенный просвет (Counter).овал (Oval).полуовал (Bowl).концевой элемент (Terminal).каплевидный элемент (Ball).точка (Dot).диакритический знак, акцент (Accent).Наименьшей единицей семейства различных видов представления литер является шрифт: полный набор символов одинакового размера и начертания. В шрифт входит алфавит заглавных букв, капительные знаки, алфавит строчных букв, и все необходимые лигатуры, цифры, знаки препинания, знаковые символы.
Для цифр обычно используется выравнивание (они имеют ту же высоту, что и заглавные буквы); но могут применяться и разновысокие цифры (высота цифры равна высоте строчной буквы с верхним выносным элементом), что лучше сочетается со строчными буквами.
Знаков препинания, используемых в типографском деле, гораздо больше, чем применяемых для пишущих машинок и текстовых процессоров. Дефисы, разделители в виде длинного или среднего тире различны по виду и имеют разное предназначение. Дефис представляет собой короткую черту шириной примерно в одну четверть единицы ширины "m", он используется для соединения частей составных слов и переносов слов в конце строки. Символ тире более тонкий и длинный, ширина его составляет половину единицы ширины "m" (в два раза больше, чем для дефиса), и он используется для написания дат (1997–98) и при отображении списков в качестве маркера.
Длинное тире используется с той же целью, что и скобки.
Рис. 2.2. Основные составляющие стандартного шрифтового комплекта
Гарнитуры описывают полный набор шрифтов, имеющих символы аналогичного дизайна, но различных размеров (8 пт Helvetica Medium, 9 пт Helvetica Medium, 10 пт Helvetica Medium и т.д.).
Семействами называются серии шрифтов, похожих друг на друга по дизайну, но различающихся в отдельных элементах: наклон, насыщенность или ширина символов. Основными составными элементами семейства могут быть курсив (italic) и полужирный (bold). По насыщенности шрифты могут быть сверхсветлыми (extra-light), светлыми (light), нормальными (normal), средними (medium); полужирными (bold), жирными и сверхжирными (extra-bold); по ширине символов – сверхузкими, узкими, нормальными, широкими и сверхширокими.
Компьютерные программы набора могут использовать эти эффекты для создания наклона, сжатия, расширения или придания тени для любого символа в тексте.
Символы в строке располагаются в пределах заданной линии, а сами строки могут быть выровнены влево, вправо или центрированы (выключка влево, вправо, по центру). Обычно при наборе строка выравнивается по всей ширине блока (по формату); при наборе с выравниванием влево строка занимает не всю отведенную для нее ширину, оставляя свободное пространство справа.
Межсловные пробелы в строке могут быть либо фиксированными, в случае, когда не применяется выравнивание по ширине , либо переменными, в случае выключки по формату (по ширине). Величина фиксированных пробелов устанавливается пропорционально ширине "m" для данного шрифта. Обычно для текста применяется средняя величина межсловных пробелов или половина средней ширины "m" символа.
При выключке по формату, где межсловные пробелы варьируются, чтобы обеспечить одинаковую длину строк, минимальный пробел соответствует "малому промежутку", или 20% от "m", и может достигать величины "m" или даже более – хотя строка выглядит при этом разреженной.К этим параметрам мы вернемся в разделе 2.4.
Проблема фактов клеветы
Редактор должен выявлять возможные клеветнические утверждения в тексте и при необходимости проконсультироваться с юристом о допустимости того или иного утверждения автора.
Проверка фактической достоверности материала
Сложность решения этой задачи может весьма существенно различаться в зависимости от сложности проекта. В любом случае первостепенное значение имеют компетенция автора и достоверность представленного им материала. Если достоверность материала вызывает сомнения, а компетенции редактора недостаточно, следует привлечь к работе научного консультанта или научного редактора. Проверка источников информации, как правило, выполняется автором.
Пунктуация
Следует ли проставлять точки после аббревиатур и заголовков; использовать в прямой речи кавычки или тире; как располагать библиографические и справочные данные.
Разработка дизайна текста
В этом разделе мы рассмотрим некоторые из основных вопросов, связанных с разработкой общего дизайна книги.
Редактирование материала
После получения от автора соответствующего материала можно приступать к его редактированию.
Сложность редактирования зависит от типа проекта, над которым вы работаете.
Многое зависит от того, будет ли эта работа выполняться внутри издательства или же вне его. По этому вопросу нет единого мнения: решение может быть различным для разных изданий и для разных издательств. Несомненно, в большинстве случаев эта работа более эффективно выполняется вне офиса. Тем не менее, для рукописей, требующих особого внимания или многосторонней проверки, для которой необходимы усилия одновременно нескольких людей, лучше выполнять эту работу непосредственно в издательстве. Характерный пример – работа с многотомным изданием, когда редактирование и подготовка материала должны быть выполнены в едином стиле, а этого можно добиться только в том случае, если рабочая группа находится в одном месте.
В большинстве случаев в процессе редактирования решаются следующие основные задачи.
Основы издательского дела
Полезно иметь полное содержание, включающее детальное описание составляющих элементов рукописи и порядок их расположения.
Некоторые издательства включают эти рекомендации в качестве составляющих собственного стиля оформления, которому должен следовать автор. Более подробно мы рассмотрим эту тему в разделе 2.1.3.
Составление итоговой спецификации
После разработки макета рекомендуется составить итоговую спецификацию.
Для этой цели удобно создать файл, который впоследствии можно обновлять и изменять. Это поможет сэкономить немало времени при составлении больших и детальных спецификаций на рукопись с многоуровневыми заголовками и при необходимости описания многих условий.
На этом этапе следует еще раз проанализировать предварительный замысел, учитывая технические требования типографии, разметку и верстку страниц. Если необходимо применить особые типографские приемы, следует описать их в особых инструкциях по набору.
Ниже приведены некоторые примеры типографских требований.
Параметры межсимвольных и междусловных промежутков. Желательно указать области, где допустимо изменение межбуквенных пробелов; каковы должны быть минимальные, нормальные и максимальные межбуквенные пробелы; каковы должны быть абзацные отступы.
Изменение межбуквенных пробелов для основного текста не одобряется большинством печатников. Как правило, в этом нет необходимости и проблему можно решить другим способом.
Межбуквенные пробелы есть смысл увеличивать при использовании капители. Текст, набранный капителью, всегда выигрывает от увеличения межбуквенных пробелов, и чем они больше, тем лучше.
Рис. 2.8. Кернинговые пары вверху: с нормальными пробелами; внизу: с дробными пробелами.
Межбуквенные пробелы для капители обычно изменяются в интервале от узкого до широкого. На практике узкий пробел соответствует 5% единицы "m", средний пробел соответствует 10%, а широкий – 15%. (Эти степени увеличения промежутка иногда называют "1-единица", "2-единицы" и "3-единицы", что соответствует терминам старой системы горячего набора.) Для улучшения визуального восприятия иногда требуется некоторая дополнительная компенсация, т.е. "глобальная" подгонка межсимвольных промежутков: буквы в парах, подобных УЛ, оказываются слишком далеко отстоящими друг от друга, в то время как буквы в сочетаниях НР расположены слишком близко.
В этом случае требуется более тонкое, дробное разбиение пробелов. Этот процесс также носит название кернинг; некоторые системы верстки автоматически распознают подлежащие кернингу пары и осуществляют их автокернинг.
Предупреждение: при задании межбуквенных пробелов для капители следует пропорционально увеличивать и межсловные пробелы.
Подстройка межбуквенных пробелов обычно заключается в долевом увеличении или уменьшении ширины пробела, так называемой процентной компенсации символов или трекинга. Эта величина определяет, на сколько процентов уменьшается или увеличивается допустимая ширина для каждого символа; затем каждый символ размещается по центру выделенного для него пространства, в результате чего строка получается более плотной или более разреженной. Образцы набора дают хорошее представление о том, чего вам следует ожидать; при величине процента компенсации для заданной строки свыше +2% разрядка становится заметной.
Межсловные пробелы лучше выражать в процентах от установленной для этого шрифта ширины "m". Для фиксированных пробелов при отсутствии выключки по формату для "близкого" размещения слов принимается значение 25% от величины "m". Для пробелов переменной величины при выключке по формату приемлемыми являются значения от 20% до 100% от величины "m".
увеличить изображение
Рис. 2.9. Первая строка имеет нормальный интервал между символами, а последующие – компенсацию промежутка на +1, +2 и +3%
При близком расположении символов дополнительное пространство под знаки препинания не выделяется, а используется нормальный пробел как между обычными словами, фиксированный или переменный.
Для абзацного отступа обычно используется значение ширины "m" (100% от ширины буквы "m" данного шрифта). В единицах измерения для традиционного набора это составит 10 пт, или 3,5 мм.
Список сокращений
Для словарей и справочников – список используемых в книге сокращений.
Справочная литература
Основная задача состоит в том, чтобы выбрать стандартный справочник, который будет использоваться во всех спорных ситуациях в вопросах правописания и стилистики. Официальным изданием в России является "Орфографический словарь русского языка", подготовленный научно-исследовательским институтом русского языка РАН, выпущенный издательством "Русский язык".
Стиль представления
Если в вашем издательстве существует определенный стиль представления материала, пошлите образец автору и попросите его следовать этому образцу в отношении правописания, допустимых сокращений, форматов ссылок и т.д. при работе над текстом.
Стили заголовков
Определив параметры основного текста, следует выбрать стили для заголовков. Проставленные редактором тэги A, B, C и т.д. определяют уровень их иерархии, но теперь настало время решить, каким образом будет выражен тот или иной уровень заголовков.
Наиболее простое решение часто бывает предпочтительным. Использование аналогичных с основным текстом шрифтов с минимальными различиями в размерах не только хорошо с эстетической точки зрения, но удобно и с практической стороны, поскольку облегчает работу с заголовками при наборе.
Требования по набору
Устанавливается количество допустимых последовательных строк с переносами; допустимость "висячих" строк и т.п.
Другие требования будут рассмотрены более подробно в разделах 2.2 и 2.4.
После выбора стиля следует определить структуру книги – список указаний по размещению печатных полос, иллюстраций, определить наличие и допустимость пустых полос.
Установление владельца авторских прав и получение разрешения на издание
Эти задачи могут отнять значительное время, а выделить для их выполнения определенный промежуток в графике производственного цикла достаточно сложно.
Авторское право представляет собой единоличное право воспроизводить материал в любой форме или публиковать его. В законе об авторских правах, например, в Великобритании, права устанавливаются автоматически без каких-либо формальностей для любой оригинальной работы, если она впервые была издана в Великобритании и если автор являлся подданным Британии или лицом, постоянно проживающим в стране на момент публикации. Авторы в Великобритании защищены положениями Единого соглашения по авторским правам: его действия распространяются на всех держателей авторских прав, чьи работы содержат уведомление об охране авторских прав в виде символа © на левой стороне титульной страницы работы. В России знак охраны авторского права помещают в нижнем правом углу оборота титульного листа или в нижней правой части поля совмещенного титульного листа. В сборниках произведений разных авторов знак охраны авторского права каждого отдельного произведения приводят внизу начальной или конечной полосы произведения. Авторы во всех странах, использующие принятый по данному соглашению знак, также защищены аналогичным образом.
Положения о защите авторских прав действуют на протяжении всей жизни автора и в течение 50 лет после его смерти.
Никто не вправе использовать защищенные авторским правом материалы без получения соответствующего разрешения, и одной из задач при редактировании будущего издания является проверка наличия прав или запрос на получение разрешения. Эта задача может быть достаточно сложной, требуя в ряде случаев консультаций профессионального юриста.
В дополнение к правам автора существуют и авторские права издателя. Авторские права издательства защищают используемые в издании типографские приемы. Это означает, что данное издание, набранное и представленное в определенном виде, защищено от возможности типографского воспроизведения другим издательством, независимо от статуса прав автора (это важно в тех случаях, когда автор уже умер и прав автора уже не существует).
Вспомогательный текст и подписи к иллюстрациям
Примерами вспомогательного текста являются таблицы, цитаты, стихотворные строки, сноски и другие элементы, требующие формы представления, отличной от основного текста.
Обычно цитаты объемом в несколько строк отмечаются отбивкой, например, в половину строки выше и ниже текста цитаты, и могут быть набраны уменьшенным кеглем, курсивом, иметь отступ слева, слева и справа, или же комбинацию этих стилей.
Чтобы выбрать наиболее подходящий стиль, следует иметь в виду, насколько часто в тексте встречаются цитаты и какую они имеют длину. Если в книге много цитат и они достаточно большие, у читателя наверняка вызовет затруднение попытка разобрать массивы набранного курсивом или мелкого текста.
Сноски представляют собой вспомогательный текст пояснительного или справочного характера, помещаемый либо внизу полосы, либо в конце главы или в конце книги. Сноски снабжаются либо порядковым номером, либо особым знаком. Следует иметь в виду, что системы автоматической разбивки страниц испытывают затруднения при работе со сносками, это может быть одной из причин помещения сноски в конец главы, а не вниз полосы. Хорошо использовать для сносок кегль на два или даже на три пункта меньше кегля основного текста. Система обозначения с помощью чисел верхнего индекса более удобна и лучше воспринимается визуально, чем используемые ранее традиционные звездочки, крестики, двойные крестики и т.д., выглядевшие довольно тяжеловесными.
Для иллюстрированных изданий выбор стиля подписи осуществляется аналогичным образом. Длина подписи, вид и количество иллюстраций – все это следует принимать в расчет при выборе оптимального решения. Курсив или шрифт меньшего размера представляют собой обычные способы выделения подписей к иллюстрациям при их умеренной длине и средней частоте появления иллюстраций; если же подписи встречаются часто, следует более внимательно подойти к выбору стиля.
В последнем случае подпись должна быть четко отделена от текста, но в то же время составлять с ним единое целое. Для этой цели хорошо подходит использование тонких шпонов при наборе. К этой теме мы вернемся в разделе 3, где рассмотрим вставку и размещение иллюстраций и особенности их дизайна.
Вступительная часть
Не существует каких-либо особо жестких правил, определяющих вид вступительного материала, поскольку содержимое вступительной части часто определяется требованиями к представлению темы материала и относительной длиной каждой части. Скажем просто, что предложенный ниже порядок испытан и подходит для большинства книг.
Вступительный материал часто нумеруется отдельно от основного текста, например, римскими цифрами. Это соглашение удобно, например, для справочников, когда окончательная длина вступительной части может быть установлена после получения пробных оттисков страниц; в книге может содержаться много глав или разделов, и страницы с содержанием могут быть окончательно сформированы только на этапе печати. При издании литературы массового спроса это соглашение не принципиально.
Вступительная и заключительная части
Лучше всего выбирать стиль для вступительной и заключительной части в последнюю очередь. К этому времени уже определен общий стиль книги, и вам легче будет принять решение.
Безусловно, титульная страница заслуживает особого внимания. Она должна отражать общий стиль заголовков и основного текста книги, не противореча им и не слишком сильно отличаясь.
Следует помнить, что оптический центр страницы находится на расстоянии двух третей ее высоты, а не в геометрическом центре. При симметричном дизайне позиции всех надписей должны выбираться с учетом этого обстоятельства, а большое нижнее поле как бы подпирает и поднимает остальные элементы.
Если объем вступительной части достаточно большой, для ряда страниц возможно уменьшение размеров шрифта, а для сохранения пропорций ширина строк для этих страниц также должна быть уменьшена на несколько пик, чтобы предотвратить несколько пугающий вид длинных строк, набранных мелким шрифтом. Следовательно, целесообразно будет уменьшить длину строк.
Кегль шрифта для страниц с уменьшенным шрифтом также должен быть пропорционально уменьшен.
Для заключительной части лучше использовать тот же стиль, что и для вступительной части.
Предметный указатель следует формировать, когда уже известны номера страниц. Часто работа над ним проходит в условиях дефицита времени, поэтому следует выбрать для указателя стиль, позволяющий легко добавить или убрать одну или две страницы.
Второстепенный текст
Выдержки и сноски в больших рукописях лучше печатать вместе с основным текстом и выделять их цветом.
Введение раскрывает тему книги
Введение раскрывает тему книги, обычно пишется автором. Начинается с нового листа.
Выбор размеров полосы набора, полей и шрифта
Как правило, площадь, занятая набором (полоса набора), на стандартной странице книги занимает 70–75% от общей площади страницы, а остающееся свободное пространство делится примерно в отношении 1:1,5, причем внутреннее (корешковое) поле меньше, чем наружное (переднее) поле.
Возьмем в качестве примера страницу формата Metric Demy 8vo, имеющую ширину 138 мм (предполагается блок в переплете) или 33 пики. Приемлемая длина строки при этом будет колебаться в пределах от 96 до 105 мм. В случае минимальной длины строки внутреннее (корешковое) поле составит почти 17 мм, а наружное (по обрезу страницы) поле – 25 мм. Для максимальной длины строки корешковое поле составит 12,5 мм, а наружное поле при этом составит 21 мм.
Отдельную группу составляют книжные издания для детей. В России величина полей, длина строки, кегли и интерлиньяж для подобных изданий рекомендуются отраслевым стандартом ГОСТ 29.127-96. В Европе и Америке существуют свои ограничения.
Если есть возможность выбора, предпочтительнее выбирать максимальное значение корешкового поля. Это дает большую свободу при выборе допуска для фальцовочных и переплетных работ. Особенно рекомендуется выбор максимального значения корешкового поля при бесшвейном скреплении, а также в случае поперечного направления волокон страниц книги (о чем мы говорили в разделе 1). Книги с бесшвейным скреплением вообще, а книги с поперечным направлением волокон в особенности, часто отличаются тем, что читателю приходится сгибать корешок книги, чтобы открыть большую часть страницы с текстом для облегчения чтения, а между тем эта ситуация не принимается во внимание при расчете полей, что может вызвать массу неудобств у читателя при недостаточной ширине корешкового поля.
Обычно текст занимает 75–85% от высоты страницы, а оставшееся свободное пространство отводится под поля верхнего и нижнего колонтитулов, при этом нижнее поле несколько меньше, чем удвоенное поле верхнего заголовка. Снова рассмотрим лист формата Metric Demy 8vo, имеющий высоту страницы 216 мм.
Принято соглашение выражать высоту текста в пунктах, чтобы облегчить расчет для страниц, которые могут содержать шрифт меньшего размера, или сочетание шрифтов нескольких размеров.
увеличить изображение
Рис. 2.7. Описание зон текста и полей
Длина строки (колонки) текста выражается в единицах ширины "m", измеряемых в пиках, вне зависимости от размеров используемого шрифта.
Выбрав основную разметку, следует подобрать размер шрифта. Здесь вступают в силу требования к внешнему виду, функциональному соответствию и экономичности. Как правило, пределы допустимых для выбора размеров ограничены как сверху, так и снизу. Для страниц формата октаво оптимальным следует считать размер полосы набора 12-на-15 пт. Выбор размера меньше, чем 9-на-10 пт, будет серьезным испытанием терпения читателя (и остроты его зрения). Ниже приведены типовые размеры шрифта для наилучшего представления текста, при котором достигается наиболее рациональное размещение его на странице.
Выбор шрифта
В предыдущем разделе мы затронули проблему выбора шрифтов для книг. Однако чаще всего выбор ограничивается набором шрифтов, используемых типографией, с которой вы сотрудничаете. В любом случае, это должен быть некий стандартный набор шрифтов (например, из тех, которые предлагает на российском рынке фирма ParaType). Но для книг, требующих оригинального оформления, а также для заглавий или названий серий, которые планируется широко использовать в дальнейшем, следует либо приобрести, либо разработать шрифты, которые будут составлять отличительные признаки ваших книг. Особое внимание следует уделить акцидентным шрифтам, используемым при изготовлении рекламы и других текстов, задача которых – привлекать внимание.
Итак, при выборе стиля оформления вам понадобится несколько шрифтов. Как мы уже видели, шрифт представляет собой полный набор символов одинакового размера и способа начертания, а для любого символа желательно иметь всю палитру вариантов и начертаний. Например, если в шрифте отсутствует капитель, вам придется довольствоваться прописными на два пункта меньше основного кегля. Обычно это вполне приемлемо, но при этом штрихи литер могут выглядеть значительно тоньше, чем у литер другого кегля данного шрифта.
Для наборных текстов желательно в выбранном стиле использовать по крайней мере обычные, курсивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Прежде чем приступить к разработке дизайна для проекта, требующего большого разнообразия начертания символов, следует убедиться, что эти варианты шрифта доступны. Вообще говоря, достичь эффективного дизайна возможно с помощью всего нескольких шрифтов. Более того, существует общее правило, в соответствии с которым в одной публикации не следует применять более трех (или даже двух) гарнитур, если характер издания не предполагает специального шрифтового оформления.
Достаточно много сказано и написано об удобстве использования ряда шрифтов для определенных задач. Однако точка зрения автора этой книги состоит в том, что большее значение имеет не вид символов шрифта, а способ, которым символы организованы на странице: пропорции между размерными характеристиками символов шрифта при их размещении в строке, способ использования пробелов, интерлиньяж и более общие особенности дизайна страницы, которые отличают хорошо сверстанную страницу от сверстанной плохо.
Необходимо всегда иметь в виду, что насыщенность и разметка оказывают наибольшее влияние на восприятие читателей. Для подавляющего большинства людей все шрифты выглядят примерно одинаковыми, а различия в восприятие вносят субъективные ощущения более плотного (темного), более ровного (в зависимости от типа выключки) и т.п. текста.
Мы советуем больше внимания уделять дизайну страницы, чем виду начертания отдельных символов.
Во-первых, при выборе шрифта всегда следует учитывать тип бумаги. Изящные, тонкие шрифты будут плохо выглядеть на бумаге типа газетной; тяжелые, контрастные шрифты выглядят слишком "ослепительно" на мелованной бумаге.
Во-вторых, при выборе дизайна следует учитывать, что различные версии номинально одного и того же шрифта у различных изготовителей могут существенно отличаться по дизайну и общим характеристикам; а также то, что шрифты с одинаковым номинальным размером в пунктах могут иметь различную высоту строчных букв.
Безусловно, небезопасно задавать размер "10-на-11" для незнакомых шрифтов, полагая, что текст будет выглядеть так же хорошо, как и набранный шрифтом, для которого вы уже использовали набор "10-на-11". При некоторых обстоятельствах размер "10-на-11 пт" будет выглядеть как сплошной шрифт с кеглем 11 пт; в других случаях он будет соответствовать размеру "9-на-11". Даже не принимая во внимание внешний вид и четкость, вы можете столкнуться с тем, что общее количество страниц для одного шрифта может значительно измениться при использовании другого шрифта, а это, в свою очередь, приведет к изменению многих ваших расчетов.
Рис. 2.6.
В качестве примера используем самый крайний случай: на странице, содержащей 45 строк символов с размером "10-на-11" при ширине 24 единицы "m", может поместиться около 540 слов, набранных шрифтом Perpetua с дизайном Linotype, но лишь 425 слов, набранных шрифтом Melior того же семейства – разница составляет более 25%!
Для сложных научных, медицинских или технических изданий, где неизбежно встречаются математические символы, не следует выбирать относительно редкие шрифты, так как там может не оказаться специальных литер для формульного набора или набора терминов, например, на греческом языке.В этом случае стоит остановить свой выбор на наиболее распространенном и проработанном шрифте, например, Times.
Вы также должны считаться с тем, что для любой книги, которая впоследствии будет нуждаться в обновлении лишь некоторых ее разделов, а не всего содержания, предпочтительнее использовать достаточно распространенный шрифт, чтобы не возникало проблем при переработке и переиздании.
Выделение заголовков
Заголовки и подзаголовки в тексте должны выделяться в соответствии с их уровнями с помощью полужирного или курсивного начертания, или же другим способом, например, разными кеглями.
Заглавие
Основное заглавие книги отображается, конечно, на титульном листе. Как правило, заглавие включает в себя название издания, выделенное художественно-полиграфическим способом.
Заголовки внутри текста
Основные заголовки, или заголовки "первого уровня", как их иногда называют, если они являются первыми в иерархической серии заголовков, обычно являются названиями частей, разделов, глав и т.п.
Дизайну заголовков частей следует придавать то же значение, что и оформлению титульных страниц. Как правило, заголовки выигрывают от применения различных типографских эффектов (использование курсива, полужирного начертания и т.д.). Обычное правило предполагает объявлять части с нового листа (с правой полосы), оставляя оборотную его сторону пустой.
Разделы или главы обычно начинаются с новых страниц, причем либо только с правых полос (нечетных), либо не делая различия для четных и нечетных страниц. Идущие подряд ("в подбор") главы обычно используются для художественной литературы и массовых изданий в обложке, где экономия места весьма желательна.
Обычно заголовок раздела или главы опускается вниз от верхней части страницы, оставляя свободное пространство, что подчеркивает их значимость. Следует стремиться по мере возможности опускать заголовки разделов или глав либо на целое число строк текста заголовка, либо на число строк основного текста, следующего за заголовком на странице, или же вводить интервал над первой строкой текста, который отделял бы текст от заголовка. В противном случае, если вы будете задавать спуск от заголовка на странице в пиках, вам придется выполнить пересчет на размещение текста на странице, что сопровождается вероятностью возникновения ошибок.
Для заголовков можно задавать центрирование, выравнивание влево или отступ слева на несколько пик. На практике лучше всего будет принять в самом начале некую общую схему и придерживаться ее при оформлении по меньшей мере для двух или трех первых уровней заголовков – центрирование или выравнивание влево, но не то и другое.
Стиль "центрирование", однако, довольно затруднительно применять при большом количестве уровней заголовков; для нижних уровней заголовков, как правило, применяется выравнивание влево, поэтому в целях единообразия дизайна этот способ выравнивания лучше применить для всех уровней заголовков.
Центрированные заголовки обычно используются для заголовков первого или второго уровня, возможно потому, что заголовок, отстоящий от основного блока текста, более обращает на себя внимание, чем заголовок, прижатый к краю.
Центрированные заголовки, помещаемые в разрыв основного текста, выглядят более сбалансировано, если пространство, оставляемое над ними, примерно в три раза больше, чем пространство под ними.
Если для основного текста выбран размер "10-на-12", заголовок с кеглем 12 пт будет достаточно сбалансированным, если оставить интервал в 27 пт над ним и 9 пт под ним.
Заголовки с выключкой влево могут быть двух видов: выступающие заголовки (shoulder heads), выровненные влево в отдельной отведенной для них строке и имеющие интервал сверху и меньший интервал снизу, отделяющий их от первой строки расположенного ниже текста; и врезанные заголовки (side heads), выровненные влево, но для которых текст продолжается на этой же строке.
Выступающие заголовки обычно служат в качестве заголовков второго или третьего уровня. Для них также желательно выделять интервал сверху, в три раза превышающий интервал снизу. Так, например, для заголовка второго уровня с кеглем 10-на-12 пт следует применить полужирное начертание и выделить интервал над ним в 9 пт, а под ним – в 3 пт.
Врезанные заголовки обычно имеют тот же кегль, что и текст, и, как правило, используются для заголовков, следующих по уровню важности за выступающими заголовками. Для них чаще всего используются строчные или прописные буквы с курсивным или полужирным начертанием, а также интервал сверху в одну строку. Для заголовков любого уровня можно смело рекомендовать использование капители.
Заключительная часть
Как и вступительный материал, заключительный материал также может быть представлен различным образом. В качестве примера можно привести следующий порядок расположения заключительного материала.
Послесловие. Сопроводительная статья, помещаемая после основного текста произведения.
Приложения. Таблицы, пояснения и дополнения, имеющие отношение к основному тексту, но вспомогательные по отношению к главной теме.
Примечания. Поясняющие примечания.
Список терминов (глоссарий). Список понятий и терминов, относящихся к обсуждаемой теме.
Словарь. Список иностранных слов в алфавитном порядке с пояснением их значений.
Библиография. Список книг, используемых в качестве источников информации или рекомендуемых для дальнейшего изучения.
Предметный указатель. Список понятий в алфавитном порядке со ссылками на страницы.
Все элементы в заключительной части обычно начинаются с новой страницы. Как правило, используется нумерация, продолжающая систему нумерации основного текста, но если имеет место достаточно близкая связь по смыслу со вступительным материалом, или приводимая заключительная часть является единственной для нескольких томов, можно использовать при нумерации римские цифры, продолжая нумерацию из вступительной части, или начав ее заново.
После того как выбран формат книги и материал рукописи обработан, отредактирован и размечен, можно переходить к выбору дизайна для текста.
Замечания по разметке страницы
При формировании абзаца важно решить, делать ли отступ (красную строку), делать ли отбивку до и после абзаца (только до, или только после), разрешить или запретить наличие висячих строк (начальная строка абзаца, завершающая полосу, или концевая неполная строка абзаца, начинающая полосу – традиционными правилами верстки не допускаются), какое минимальное количество строк допускается оставлять на последней для данной главы странице и т.д.
Изменение интерлиньяжа (пробела между нижней и верхней линиями смежных строк) в пределах одной полосы весьма нежелательно, но иногда допустимо, например, при необходимости втянуть одну строку, чтобы закончить раздел на полосе.
Четыре строки в конце главы перед переходом на новую страницу являются минимально допустимым количеством. Меньшее число строк плохо выглядит.
Готова ли рукопись к отправке в набор после формулирования требований дизайнера к набору? Осталось выполнить последнюю проверку, которую, в зависимости от вида издаваемой книги, вы можете выполнить самостоятельно, или поручить выполнить типографии: расчет количества страниц для определения объема книги при заданных параметрах ее дизайна.
Несмотря на то, что многие системы подготовки текстов и программы нумерации страниц обеспечивают достаточно точный подсчет, в том числе и количества печатных знаков, этот расчет выполняется до того, как рукопись будет готова к изданию и полностью заданы все необходимые характеристики печатных, бумажных и переплетных работ. Нет гарантии, что вам не придется заново пересчитать все параметры на стадии производства, когда рукопись уже отдана в набор.
Далее мы подробнее рассмотрим этот вопрос.
Знаки препинания
Для будущего печатного текста важно подобрать форму кавычек, тире, многоточий. Для "печатной" прямой речи, как правило, используется среднее тире или типографские кавычки; при возникновении в округленном типографскими кавычками тексте цитаты используют полукруглые кавычки или прямые (так называемые "лапки").
Среднее или длинное тире, используемое внутри прямой речи, обязательно снабжается с обеих сторон пробелами.