Основы издательского дела

         

Цветные диапозитивы


Цветные диапозитивы (слайды) широко используются в качестве цветных оригиналов в книгоиздательстве.

Следует иметь в виду два обстоятельства. Диапозитив должен допускать достаточно высокую степень увеличения, чтобы соответствовать печатным размерам. На этапе изготовления для получения наилучшего результата следует отдавать предпочтение профессиональному формату 6x6 или 6x9 см, а не 35-миллиметровому.

Вторая проблема состоит в отличии диапозитива от печатного изображения. Изображения на фотопленке обладают яркостью и блеском, которые физически и фактически не воспроизводятся в той же степени на печатном материале. Напечатанное изображение является отраженной копией – элементы изображения становятся видимыми при отражении света – и хотя цветные оттиски довольно точно соответствуют цветам на диапозитиве, они никогда не обладают интенсивностью цветов, свойственных фотоизображению в проходящем свете.

При просмотре оригиналов издатель и печатник должны пользоваться одинаковыми условиями. Для всех используемых вами диапозитивов следует соблюдать следующие правила.

Зерно. Для высокочувствительных фотопленок формата 35 мм есть существенный риск при значительном увеличении получить зернистое изображение.

Цветная вуаль. Сюжет, сфотографированный на насыщенном цветном фоне, может иметь цветную вуаль. Аналогичный дефект может возникнуть из-за неправильной обработки или плохого качества цветной пленки. В этом случае лучше сделать повторный снимок на другом фоне.

Экспозиция. Оригиналы, снятые с увеличенной экспозицией, при воспроизведении выглядят выгоревшими и обесцвеченными, если не произвести существенную цветовую коррекцию. Оригиналы, снятые с недостаточной экспозицией, при воспроизведении будут мрачными и затененными, с плохо различимыми деталями.

Оптическая плотность. Идеальный диапазон плотности для диапозитивов при измерении с помощью денситометра должен находиться в пределах от 0.4 для наиболее светлого участка, до 2,5 для самого темного. В иных случаях детально воспроизвести изображение на оттиске более сложно.

Плотность представляет собой тональную характеристику отпечатанного или фотографического изображения. Она изменяется по логарифмической шкале, начальное значение – 0,0 для максимальной яркости света (при проходящем или отраженном свете), значение – 3,0 близко к полной непрозрачности (почти полное отсутствие проходящего или отраженного света).

Дефекты. Даже маленькие царапины на 35 мм фотопленке будут заметны при значительном увеличении. По возможности следует провести повторную съемку.



Цветные рисованные оригиналы


При оценке или создании исходного материала следует придерживаться следующих правил.

Не используйте флюоресцирующих красок. Их не удается удовлетворительно воспроизвести с использованием четырехцветной печати.Не ожидайте многого от излишне чистых зеленых, пурпурных или розовато-лиловых красок. Они могут быть правильно воспроизведены только путем деления цвета на большее количество составляющих, чем традиционный набор из четырех цветов.Делайте рисунок либо на бумаге, либо на достаточно гибкой подложке (не на картоне или другой жесткой основе), чтобы можно было легко осуществить их сканирование. Помимо этого, иногда лучше сначала сделать дубликаты на пленке и осуществлять воспроизведение с них, а не с оригинала.

Существует российский ОСТ 29.106-90 "Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования". Однако этот документ нуждается в обновлении в связи с интенсивным развитием технологии репродуцирования в последние годы.

К некоторым из затронутых тем мы вернемся впоследствии при рассмотрении вопроса об оформлении обложек и суперобложек, а также сканирования и получения пробных отпечатков.

Следующий этап в цикле производства связан с дизайном и использованием иллюстраций.

Существуют два способа размещения иллюстраций в книге. Первый – это "интегрированный" дизайн, или "вложенное изображение", при котором иллюстрации располагаются непосредственно в тексте и печатаются на той же бумаге. Второй – это размещение иллюстраций отдельно, когда они могут быть напечатаны на другой бумаге, обычно на глянцевой художественной.

Мы дадим некоторые рекомендации по выбору одного из этих вариантов, а также подробно опишем каждый из них в разделах 3.5 и 3.6. Однако прежде всего следует представлять, как осуществлять обрезку и разметку иллюстраций с требуемыми при их воспроизведении размерами.



Диагональный метод


Диагональный метод, как правило, более удобен для быстрой предварительной подгонки размеров фотоотпечатков перед точным расчетом.

Ось x (нижняя горизонтальная) и ось y (левая вертикальная) требуемой области оригинала отрисовываются на обратной стороне отпечатка. Взяв за основу эти оси, отрисовывается прямоугольник, соответствующий окончательному размеру отпечатка. Затем проводится диагональ из нижнего левого угла через правый верхний угол прямоугольника, доходящая до края оригинала.


Рис. 3.1.  Диагональный метод подгонки размеров иллюстраций

Для любой точки на этой диагонали линия, проведенная вертикально вниз к оси x, и линия, проведенная горизонтально влево к оси y, определяют область оригинала, которая может быть успешно уменьшена до требуемых для печатной иллюстрации размеров.



Фиксированная высота


Если высота для данной раскладки фиксирована, вам придется работать в пределах той высоты оригинала, которую допускает окончательный размер. Если степень уменьшения, вычисленная в пункте 4, составляет 70%, то допустимый для использования размер оригинала составит 100/70 умноженное на фиксированную высоту печатной иллюстрации. Завершив вычисления, замаскируйте оригинал до размера, соответствующего этой высоте. Если оставшаяся область вас не устраивает – например, при этом удаляется важная часть рисунка – то вам придется либо пойти на компромисс и подправить вашу "фиксированную" высоту, а также изменить другие параметры разметки, чтобы иллюстрация поместилась на странице; или, если это совершенно невозможно, снова выполнить действия из пункта 3, выбрав другое значение ширины изображения, замаскировав большую или меньшую область, по сравнению с выбранной ранее. Тем самым вы получите другое значение коэффициента уменьшения.



Художественные иллюстрации


Художника-иллюстратора следует подбирать исходя из особенностей его стиля; как ни банально это звучит, вы получите наилучший результат, если позволите ему работать в том стиле, в котором он наиболее уверенно себя чувствует.

Если художник пользуется одновременно штриховкой и закрашиванием – как, например, при использовании аэрографа – постарайтесь получить один-два рисунка на самой ранней стадии, чтобы иметь возможность учесть проблемы, которые могут возникнуть при воспроизведении (о чем речь пойдет дальше).

На практике в большинстве случаев художник-иллюстратор при создании живописных рисунков действует так же, как и при создании технических рисунков, создавая линейное изображение в полуторном или двойном масштабе на бумаге, а затем накладывая цветовые слои или пятна.

Как и в случае с техническими рисунками, художник должен получить точные указания от издателя относительно размеров и пропорций создаваемых им рисунков.



Как составить исчерпывающие инструкции




Независимо от использованного метода необходимо, чтобы ваши намерения были предельно понятны для человека, который будет работать с иллюстративным материалом.

Для точного задания частей оригинального изображения, которые должны быть замаскированы, следует предоставить полные указания для подгонки размеров. Здесь важна четкость линий и отсекаемой части (но не допускайте повреждений поверхности оригинала!). Для оставшейся области оригинала следует указать либо инструкцию типа "уменьшить до 83%", либо типа "уменьшить до 88 мм" для одного из измерений, но не для обоих измерений – хотя, казалось бы, это указание предельно точно. Вообще говоря, при воспроизведении происходит преобразование всех размеров в заданной степени уменьшения, которая принимается при обработке изображения компьютерной камерой или сканером, поэтому инструкции с указанием значений в процентах позволяют экономить время и избавляют от возможных ошибок.

Будьте внимательны и различайте инструкции типа "уменьшить до 75%" и "уменьшить на 75". В первом случае окончательный размер составит 75% от оригинального; а во втором случае он составит 25%!

Более того, любой размер, превышающий размер оригинала, лучше указывать в виде "увеличить до 125%", и т.д., а не каким-либо другим образом, памятуя о том, что размер оригинала составляет 100%. Например, для кадра 24 x 36 мм увеличение до 390% приведет к размерам 93,6 x 140,4 мм.

Ключевым является слово до, и использование инструкций типа "уменьшить до" и "увеличить до" при задании размеров позволит свести к минимуму возможность появления ошибок.

Теперь перейдем от теории к практике и рассмотрим процесс разработки дизайна для иллюстраций, интегрированных в текст или объединенных в отдельную группу.



Комплектация материалов


По мере поиска и подбора список иллюстраций может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от величины затрат по сравнению с запланированной суммой. Часто приходится включать в список новые источники иллюстраций и дополнительные материалы.



Не фиксированная высота


Если высота печатной иллюстрации не фиксирована, вернитесь к оригиналу и выберите идеальную высоту для изображения, вычислите уменьшенный размер путем умножения его на коэффициент уменьшения, полученный в пункте 4. Это и будет ваш окончательный размер.



Обрезка и подгонка размеров иллюстраций


Подгонка размеров иллюстраций включает две отдельные операции, которые должны выполняться одновременно.

Прежде всего, следует определить область оригинала, которая должна быть воспроизведена для получения максимального эффекта от применения иллюстрации: этот процесс носит название обрезки или кадрирования оригинала. Следует согласовать выбранную область с пространством, которое отводится под иллюстрации в конкретной книге, а затем произвести необходимые вычисления для получения окончательного размера.

Невозможно окончательно определить размер области оригинала, пока не рассчитан размер, необходимый для размещения иллюстрации в книге. Так что же лучше: сначала определить эти окончательные размеры, и лишь потом подобрать области оригиналов, которые бы вписывались в эти размеры; или же действовать другим путем, когда пропорции рабочих областей оригиналов будут определять окончательный размер напечатанных в книге иллюстраций?

На практике всегда приходится искать некое компромиссное решение. Для интегрированного дизайна определяющей является "сетка", или структурная разметка страницы, которая чаще всего имеет приоритетное значение при выделении площади под иллюстрации, особенно если они имеют неудобную форму.

Обрезка оригинала необходима для наилучшего использования пространства на странице. При отдельном размещении иллюстраций, когда единообразная разметка для каждой страницы не столь важна, имеется множество вариантов размещения иллюстраций.

Если вы работаете с графическим изображением, фотографией, цветным художественным изображением и т.п., положите сверху, например, кальку и выполняйте разметку по ней. Если оригинал полупрозрачный, лучше использовать просвечивающее устройство, а пометки делать на задней стороне отпечатка. В любом случае важно не допустить повреждения оригинала.

Если вы работаете с диапозитивом, лучше воспользоваться для получения увеличенного размера проектором или же работать с увеличенным черно-белым фотоотпечатком.



Оценка пригодности оригиналов иллюстраций для воспроизведения


Ваши оригиналы можно разделить на следующие категории.

Одноцветные штриховые оригиналы: черно-белые штриховые изображения, нарисованные от руки или с помощью программных средств.

Многоцветные штриховые оригиналы: рисунки с нанесенными покрытиями (слоями), выполненные от руки или с помощью программных средств и предназначенные для двухкрасочной или многокрасочной печати.

Одноцветные полутоновые оригиналы: фотоотпечатки; полутоновые изображения, полученные с применением аэрографа; художественные рисованные изображения.

Многоцветные полутоновые оригиналы: цветные диапозитивы (или негативы); цветные фотографические отпечатки; рисунки красками; нарисованные красками плоские художественные изображения.

Мы рассмотрим отдельно штриховые и полутоновые изображения.



Одноцветные оригиналы


При выборе сделанных с негативов отпечатков обратите внимание на следующие предпочтительные условия.

Черно-белые отпечатки на глянцевой бромистой бумаге (не тонированной, не матовой, не рельефной бумаге).Допустима широкая гамма тонов, но с постепенным переходом оттенков, без слишком явных контрастов типа "сажа – стерильная белизна". Возможность использования примерно полуторного размера для получения уменьшенного печатного размера.

При отборе отпечатков обратите внимание, не имеют ли они булавочных проколов или дефектов. Прежде чем перейти к воспроизведению оригиналов, лучше отретушировать эти дефекты.

Внимательно проверьте, чтобы ваши оригиналы не имели сгибов, повреждений от скрепок или кнопок, убедитесь, что после масштабирования не возникло новых дефектов.

Результаты, получаемые при воспроизведении с цветных диапозитивов или цветных отпечатков в черно-белом цвете, плохо предсказуемы. Лучше всего получить черно-белый отпечаток с цветного оригинала (так называемую контрольку), убедиться в том, что значительных потерь или дефектов нет, и только после этого приступить к воспроизведению материала.



Первоочередные задачи


На стадии разработки плана книги следует продумать объем иллюстративного материала, а также способ рационального размещения этого материала по ходу книги.

Нужно составить список рисунков, в котором были бы отражены первоначальные идеи по использованию иллюстраций, а также сделать пометки, указывающие на источник и способ получения данного материала, сопроводив их расчетами предполагаемых затрат.

В плане должно быть отражено разделение иллюстраций на черно-белые и цветные, он также должен предусматривать ситуации, когда указанные в списке цветные иллюстрации могут быть заменены черно-белыми и наоборот.

Далее начинается этап поисков. Профессиональный подборщик должен быть весьма компетентным в вопросах поиска и подбора иллюстраций: он должен ориентироваться в специализированных коллекциях рисунков, агентствах, библиотеках, музеях, художественных галереях, архивах, государственных и частных коллекциях, чтобы подобрать наилучший источник для иллюстраций, затем обсудить этот вопрос с редактором и согласовать с ним предложенный список.

Важно, чтобы найденные оригиналы были тщательно исследованы с точки зрения возможностей воспроизведения, чтобы при наличии альтернативы выбрать наиболее подходящий вариант.

Большинство черно-белого материала – это фотографические отпечатки. Некоторые изначально графические объекты – резьба по дереву, гравюры по дереву, по меди, или по стали – требуют особого внимания в вопросе качества печати: "мягкие" отпечатки на фотобумаге лучше передают полутона, чем штрихи, что приводит к потере резкости и некоторых деталей объекта. В случае цветных иллюстраций цветные негативы или позитивы используются чаще, чем цветные фотоотпечатки.

В процессе поиска следует иметь в виду проблемы получения разрешения на издание от держателя авторских прав на материал, чтобы вы могли использовать и воспроизводить его; и вопросы оплаты, или гонорара, за использование данного материала.



Плата за использование


Тему платы за использование следует рассматривать отдельно от вопроса об авторских правах. Плата за воспроизведение фотографии может быть перечислена держателю авторских прав и/или может быть перечислена владельцу отпечатка.

В большинстве случаев обращение в фонды-хранилища изображений проблем не вызывает, и плата за использование будет единственным вашим обязательством.

Величина платы за использование может быть разной в зависимости от предполагаемых регионов распространения вашей книги и от вида изображения – черно-белое или цветное, а также от размера представления изображения в печатной форме.



Подготовка полутоновых иллюстраций


От штриховых рисунков перейдем к рассмотрению полутоновых иллюстраций.

Автор может сам подобрать иллюстративный материал и скомпоновать так называемый авторский фотоальбом. В других случаях автор предоставляет список предложений по иллюстрированию своей рукописи, или предоставляет некоторые оригиналы, а остальные пожелания выдает в виде списка предложений – или вообще не предоставляет ничего.



Подготовка штриховых рисунков


Различаются технические вспомогательные рисунки, с одной стороны, и художественные иллюстрации – с другой.

Сначала рассмотрим, что включают в себя технические изображения.



Права на использование


После подбора требуемого фотоизображения, следующей задачей является получение разрешения от держателя авторских прав на его использование.

Никто не может публиковать любое защищенное авторскими правами фотоизображение в любой форме – включая их публикацию в книге – без получения разрешения от держателя авторских прав.

Согласно закону, авторские права на фотографию вступают в силу с момента получения фотографии. Если фотограф работает самостоятельно или является любителем, и сделал фотографию для себя, то авторскими правами на нее обладает он сам. Если фотограф работает по найму и получает плату за фотографирование, то права на фотографию принадлежат нанимателю.

В последнем случае авторские права иногда делятся между фотографом и нанимателем. В случае, если наниматель использовал для публикации только несколько из заказанных им фотографий, он может сохранить права на использованные фотографии, но признать авторское право фотографа на все остальные фотографии.

Авторские права на фотографию действуют в течение 50 лет, которые отсчитываются после завершения года, в котором была сделана фотография. На исторические фотографии, в соответствии с принятыми соглашениями, авторские права не распространяются.

Важно понимать, что физический владелец негатива или отпечатка не имеет ничего общего с владельцем авторских прав. В действительности авторские права присущи оригинальному негативу оригинального снимка, и никакое количество дубликатов или копий отпечатка фотографии не изменяет этот факт. Например, любой, кто делает фотографическую копию исторической (не охраняемой авторским правом) фотографии, к примеру, не приобретает при этом никаких авторских прав.

Для художественных работ существует своя система авторских прав, согласно которой получение авторских прав на пересъемку требует отдельных видов разрешения (и возможно, отдельной платы за использование).



Работа с сеткой


Для книг с интегрированным дизайном сетка – или структура разметки страницы – представляет собой важнейшую отправную точку, с которой связаны все другие элементы постраничного размещения материала: насколько велики размеры каждого фото относительно окружающего текста, как представлена подпись, как организован шрифт, какая область отводится под текст и т.д.

Поэтому выбор сетки является критическим моментом в разработке дизайна любой книги, влияющим на все остальные решения. Правильный изначальный выбор сетки – ключ успеха при разработке книг с интегрированным размещением иллюстраций.

Разметку следует начинать только после окончания редактирования, чтобы определилась структура текста –объем основного и вспомогательного текста, заголовки, сноски, и т.д.

Подготовка макета в этом случае представляет собой создание "основного шаблона" (сетки); и оценку ее пригодности. Часто следует отложить проработку деталей до тех пор, пока не будут набраны гранки текста и не станет точно известна ширина колонок текста, вид и количество ссылок на иллюстрации. Обрезку и подгонку размеров иллюстраций тоже иногда лучше отложить до набора гранок, чтобы максимально эффективно организовать размещение иллюстративного материала, увязав его с соответствующим текстом.

Ключом к улучшению дизайна для интегрированных изданий является критический анализ. Важно изучить книги с хорошим дизайном и лично оценить, что вас в них привлекает. Затем на их основе вы можете создать ваш собственный стиль.

Ниже приведены некоторые рекомендации, которые следует принимать во внимание при разработке дизайна интегрированных книг; а также некоторые полезные идеи (у вас могут быть собственные).

При разработке дизайна интегрированной книги со страницами в пределах формата кварто (от 246x189 до 312x237 мм) начните с объема рукописи: оцените возможность использования одноколонной или двухколонной, а возможно, и трехколонной верстки (в каком случае ваша разметка будет обеспечивать более плотное размещение текста).
Будьте осторожны при задании слишком большой ширины колонок для текста, набранного мелким кеглем. При одноколонной верстке для книг формата кварто следует придерживаться правила: ширина полосы набора в дюймах равна половине размера кегля.

Рис. 3.2.  Пример базовой сетки для дизайна и/или вставки гранок. В более сложных случаях может быть две или три колонки и различная величина отступа от верхнего края страницы

Выбирайте шрифт с хорошей степенью четкости, подходящий для печати на плотной бумаге с матовым покрытием. Тонкие и легкие шрифты часто выглядят серо; черные или тяжелые шрифты на бумаге с покрытием могут получиться смазанными. Стремитесь к простоте макета. Увеличивайте число заголовков только в случае необходимости: слишком большое количество изменений в способе представления текста приводит к потере регулярности структуры, и отсутствие закономерности будет бросаться в глаза читателю. Сделайте несколько образцов набора на этапе проработки и вставьте их в намеченные позиции, чтобы оценить полосу визуально. Напечатайте несколько фотографий заданного размера и поместите в выделенные для них окна на полосе. Задайте позиции для подписей. Наберите несколько из них, вставьте и оцените эффект. Наконец, сверстайте несколько разворотов с откорректированными значениями полей и обрезным размером, убедитесь, что все элементы представлены в надлежащем виде, прежде чем двигаться дальше. Не допускайте однообразных и регулярно повторяющихся по оформлению разворотов. Они неизбежно сделают вашу книгу монотонной. Одна большая фотография, помещенная рядом с двумя или тремя вспомогательными существенно меньшего размера иногда гораздо эффективнее, чем три-четыре фотографии одного размера.Учитывайте требования фальцовки и переплета. Маленькие корешковые поля создают затруднения для читателя: ему придется полностью раскрывать книгу для удобства чтения, что сократит срок ее службы. Большие, мрачные, темные фотографии, помещенные на обороте чистой полосы, неизбежно приведут к "просвечиванию" типографской краски на чистой полосе; помещение большой фотографии в полутонах на двойном развороте страниц, когда одна страница на развороте является последней страницей одного раздела, а вторая – первой страницей следующего раздела порождает проблемы при переплете и т.д.

Расчетный метод


Для подгонки размеров путем вычисления следует выполнить следующие действия.

Зная общие требуемые пропорции напечатанного изображения (квадрат, прямоугольник и т.д.), определите приблизительную область оригинала, которую вы хотели бы отобразить. Замаскируйте все области оригинала, которые вы хотите удалить. Зафиксируйте точный размер для одной из пропорций отображаемой печатной иллюстрации. Если вы работаете с сеткой, например, это должна быть ширина полосы набора или некая другая заданная величина.Вернувшись к оригиналу, рассмотрите для него ту же пропорцию (допустим, по ширине) и измерьте ширину той области изображения, которую вы бы хотели отобразить на печати. Пометьте эту ширину (например, двумя параллельными линиями) либо на поверхности оригинала, либо на его обратной стороне. Если размер, найденный в пункте 2, составляет x мм, а размер, найденный в пункте 3, составляет y мм, необходимо уменьшение размеров в отношении x/y. (Это может быть 70%, 87,7% и т.д.) Запомните это значение.Теперь обратимся к другой пропорции печатной иллюстрации. В зависимости от того, является высота иллюстрации фиксированной или нет, возможны два варианта.

Разработка макета при отдельном размещении иллюстраций


Отдельные блоки иллюстраций могут быть помещены в книге различными способами: в качестве отдельных тетрадей (обычно из 16, 24 или 32 страниц); в качестве заключений в конце текстовых разделов; в качестве вставок в середине текстового раздела; или в качестве вклеек, отдельных листов, вклеенных вдоль корешка книги.

Однолистные вклейки используются чаще, чем другие методы, и заказываются в основном для дорогих изданий с ограниченным тиражом. Это может быть фронтиспис – например, портрет автора – который выполняется на отдельном листе художественной бумаги и помещается на развороте слева от титульной страницы. Это трудоемкая ручная операция. Для того, чтобы разворот страницы с вклейкой выглядел привлекательно, требуется выполнить продольный разрез вдоль корешка книги в месте скрепления страниц и аккуратно вставить лист с иллюстрацией.

Менее трудоемкой может считаться врезка иллюстрации в конце текстовой секции с использованием специальной машины для обработки форзацев (см. раздел 13); но и в этом случае затраты весьма велики, а место иллюстрации не соответствует ожидаемому: вдали от текста, который на нее ссылается.

Другие методы – групповые секции, врезки, вставки – могут использоваться для работы с отдельными иллюстрациями и близки по затратам.

Разработка макета книги с отдельными иллюстрациями проще, чем разработка макета интегрированных книг.

Для отдельных иллюстраций лучше рассматривать каждую страницу (или каждый разворот) индивидуально, чтобы лучше учитывать размеры, вид и степень важности иллюстраций.

Ниже приведены некоторые рекомендации.

Начните с планирования примерного количества страниц, которое вам понадобится для представления иллюстративного материала, выделяя, скажем, по две иллюстрации на страницу. В то же время попробуйте оценить степень относительной важности каждой отражаемой темы, обращая особое внимание на иллюстрации, которые будут хорошо воспроизводиться. Приступите к разметке каждой страницы в виде предварительного наброска, выделяя примерные зоны с учетом формы каждой фотографии, набрасывая позиции для подписей. Попробуйте ряд различных способов размещения, но при этом имейте в виду следующее: лучше не смешивать обрезанные в край иллюстрации с иллюстрациями, не имеющими обрезанных краев, или помещать рядом обычные иллюстрации и иллюстрации, оформленные, скажем, овальными виньетками. Лучше чередовать группы больших фотографий с группами маленьких, чтобы внимание читателя не притуплялось. Оптический центр страницы с иллюстрацией находится на расстоянии двух третей от нижнего обреза страницы. Вы только ухудшите ситуацию, если разместите фотографии с обрезанными краями внизу страницы: хотя верхняя часть фотографий будет смотреться хорошо, возникнет ощущение, что фотографии слишком опущены вниз.Все фотографии, повернутые на 90 градусов, должны быть размещены так, чтобы нижняя часть иллюстрации совпадала с правым краем текста на странице с портретной ориентацией. Это применимо как в случае, когда иллюстрация размещается на лицевой стороне листа, так и на оборотной. При размещении фотографий, имеющих ярко выраженный визуальный эффект (эмфазис) при восприятии в одном из направлений (например, фотография человека, который повернут вправо), оцените, сможете ли вы сместить эмфазис к центру разворота страницы, а не от него. Например, фотографию человека, повернутого вправо от наблюдателя, лучше поместить в левую часть страницы по левую руку, чтобы он смотрел в центр книги, а не от него. Если вы удовлетворены общим видом иллюстраций, и каждый предмет отображен с учетом присущей ему степени важности, начинайте точную подгонку размеров каждой из них (см. раздел 3.4). Одновременно составьте детальную разметку с указанием места для каждой фотографии на полосе в окончательных размерах и позицией для подписи; пометьте фотографии, присвоив им номера. Обозначьте каждую подпись, учитывая ее длину, не соответствующую ширине полосы набора. Наконец, разместите каждую иллюстрацию, чтобы достичь наилучшего результата при печати и последующем переплете книги. Большинство соображений здесь те же, что и при размещении иллюстраций для интегрированной книги. Избегайте помещать темные фотографии напротив большого пустого белого пространства (чтобы минимизировать риск стирания типографской краски); по мере возможности помещайте темные и насыщенные краской иллюстрации так, чтобы на обороте оказалась аналогичная иллюстрация (чтобы свести к минимуму эффект просвечивания); не помещайте иллюстрации с обрезанным правым краем точно в центре листа, но смещайте их на 3 мм или около этого от центра; избегайте помещать слишком много темных или требующих много краски иллюстраций на одну дорожку печатной формы (подробнее об этом рассказано в разделе 10); помещайте иллюстрации, разогнанные на две страницы, только на центральный разворот тетради (чтобы избежать риска непропорционального размещения или выхода за установленные границы).


Штриховые оригиналы


Для получения качественного результата рекомендуем придерживаться следующих правил.

Все рисунки должны быть выполнены тушью на белой гладкой художественной бумаге. Все исправления должны быть выполнены с помощью закрашивания композитным белым цветом (в камере он соответствует яркому белому).Рисованное изображение должно выполняться в масштабах 1:1, 1,5:1, 2:1 по отношению к будущей иллюстрации в книге и иметь соответствующую толщину штрихов. Не следует допускать слишком тонких штрихов, которые могут пропасть при уменьшении размера. Любая штриховка пунктиром или перекрестными штрихами должна быть однородной, с постепенным переходом, и не иметь слишком тонких или коротких штрихов в текстуре. Они могут быть потеряны при уменьшении размера.

Технические рисунки


Основой для создания технических иллюстраций обычно служит черновой набросок, который представляет автор; в конечном итоге иллюстрация представляет собой обработанный набросок с добавлением более подробных количественных и качественных деталей.

Художник может сделать просто точную копию наброска. Если издатель хочет, чтобы художник самостоятельно разработал представленную для иллюстрирования тему, придав ей большую или меньшую степень детализации по сравнению с наброском, ему должно быть выдано четкое задание, дабы избежать в дальнейшем досадных искажений и непредвиденных затрат.

Все рисунки должны быть выполнены в соответствующих пропорциях, соответствующих дизайн-проекту. Это настолько важно, что часто бывает лучше отложить заказ иллюстраций, пока не отработан макет книги. Это даст возможность достаточно точно определить окончательные размеры заказываемых иллюстраций.

Само по себе рисование может быть выполнено либо традиционными способами, либо на компьютере с помощью одного из программных пакетов для создания иллюстраций.

Размер технического рисунка, сделанного от руки, обычно имеет полуторный (150%) или двойной (200%) масштаб, рисунок выполняется тушью на белой гладкой плотной художественной бумаге. Поясняющие подписи либо набраны отдельно и затем скомпонованы с рисунком, либо, если художник работает на компьютере, выполнены вместе с рисунком. Возможна и вклейка подписей, напечатанных отдельно на пишущей машинке.

Исправления выполняются методом забеливания (закраски белым цветом) лишних линий и последующей перерисовкой. Возможности для исправлений ограничены, поскольку последовательно нанесенные слои белой краски делают рабочую поверхность шероховатой, и линии рисунка становятся неровными. Типовые рисунки можно переводить на бумагу с помощью копировальных листов типа Letraset.

Большинство современных программных пакетов позволяют выполнять техническое рисование различной степени сложности. Одно из главных преимуществ изображений, создаваемых с помощью программных средств, – это простота внесения исправлений, после чего окончательный вариант рисунка не содержит лишних линий или других недостатков. Правда, большинство пакетов лучше приспособлены для рисования прямых линий, прямоугольников, узоров и стандартных фигур, чем для свободного рисования.

Большое значение имеет степень разрешения получаемого изображения. Разрешение 300dpi обычно считается недостаточным для воспроизведения текста в большинстве книг; тот же критерий применим и для иллюстраций. Если вы располагаете выводным устройством с разрешением 300dpi, изображение создается в масштабе 200%, а затем уменьшается до требуемого размера. Уменьшение размеров приводит к эффекту повышения четкости изображения, то есть в данном случае вы получите для окончательного изображения разрешение 600dpi. Во всех случаях, когда это возможно, следует использовать принтер с более высоким разрешением (600dpi и выше) или осуществлять вывод с помощью фотонаборной машины.



Варианты размещения иллюстраций


Иллюстрации могут размещаться либо непосредственно в тексте там, где это необходимо по смыслу, и тогда они печатаются на той же бумаге, что и текст, либо они могут быть собраны в отдельные тетради. В последнем случае текст и иллюстрации печатаются на разной бумаге. От чего зависит выбор того или иного способа?

Прежде всего необходимо учесть общее количество иллюстраций и их функциональное назначение в данной книге. Для книг, в которых иллюстрации имеют первоочередное значение для понимания текста, тесно связаны с ним по смыслу, облегчают восприятие материала, предпочтительнее представляется интегрированное размещение иллюстраций.

Книги с небольшим числом иллюстраций часто выигрывают в случае отдельного размещения иллюстраций от основного текста.

Имеются и другие факторы. Обсуждаемая в книге тема и назначение данной книги также имеют значение при выборе того или иного способа. Книги с интегрированным дизайном производят более "современное" впечатление, предлагая живой и демократичный подход к излагаемому материалу; отдельное размещение иллюстраций более консервативно на вид, сохраняет традиционный в прошлом подход.

Фактор цены будущей книги также имеет весьма важное значение и должен учитываться на раннем этапе разработки.

Для книг, которые должны привлекать к себе внимание, интегрированное размещение приводит к большим затратам, чем при отдельном размещении, поскольку всю книгу придется печатать на более дорогой бумаге. При отдельном размещении дорогая бумага используется только для страниц с иллюстрациями.

Объем тоже следует принимать в расчет. Отдельное размещение дает возможность использовать много красочных иллюстраций в тексте, что придает книге респектабельность; дорогой же бумаги используется немного, и даже если предполагается использовать бумагу большой плотности, книга не будет излишне толстой и тяжелой.

Разработка дизайна книг с интегрированным размещением иллюстраций обычно более сложна и занимает больше времени. Любые отклонения от стандартного дизайна для книг со сплошным текстом также существенно усложняют набор и верстку, а следовательно, увеличивают затраты.



Цветное репродуцирование и печать


Некоторые из проблем воспроизведения оригиналов иллюстраций в тиражной печати мы уже рассмотрели в главе 3. Здесь будет продолжен разбор наиболее важных деталей. Несмотря на то, что образец или набросок в цвете выполнен на специальной гладкой художественной бумаге, рассчитанной на применение одной из стандартных схем смешения красок (например, Pantone), всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет воспроизведен точно. Важно ли это для вас?

Трудно воспроизводимые цвета. К цветам, которые трудно воспроизвести адекватно, относятся чистый зеленый, пурпурный и розово-лиловый. Имейте это в виду, если в наброске широко используются данные цвета, и если точное их воспроизведение имеет существенное значение.

Совмещение красок при печати. Тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно. Будьте осторожны при размещении названия, имени автора и т.д. на обложке или на корешке книги.

Убедитесь в возможности внесения изменений при необходимости совместных и подобных им изданий в форму при печати. Чтобы избавиться от лишней работы, суперобложки (которые содержат иллюстрации, расположенные на передней и задней сторонках) не должны изначально включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к четырехцветной иллюстрации. Для надписи и рамки лучше не использовать более двух цветов из четырех основных (см. также раздел 10).



Яркость


Учтите возможные (и практически неизбежные) потери в яркости при полиграфическом воспроизводстве прекрасного оригинала.



Обложки


Передняя сторонка. Поскольку обложки (покрытие издания из мягкого материала) при обрезке имеют тот же размер, что и размеры книжного блока, окончательный размер области изображения будет равен размерам обрезной страницы. Если оформление предполагает обрезку в край, или если цвет фона доходит до самого края страницы, не оставляя полей, добавьте дополнительно 3 мм к изображению сверху, 3 мм снизу и 6 мм к переднему полю, попадающему под обрез. Добавление дополнительного поля к внешнему краю создает для вас некоторый запас в том случае, если вычисленное значение толщины корешка (см. ниже) будет несколько отличаться от реального, что вполне возможно в случае неточного определения объема книги.

Задняя сторонка. Имеет те же размеры, что и передняя сторонка.

Корешок.Толщина книжного блока (бумага без обложки) должна быть рассчитана исходя из объема книги и веса 1м2 бумаги. Вычисление осуществляется по формуле:


Величина vol в данном случае является параметром, характеризующим толщину бумаги.

Более подробно об этом говорится в разделе 9.4.

К вычисленной толщине книжного блока прибавьте 1 мм, учитывающий некоторую выпуклость, возникающую при загибе каждой стороны обложки.



Постановка задачи на создание обложки (суперобложки)


Хотя работы по оформлению обложки могут быть выполнены собственными силами издательства, без хорошего художника здесь не обойтись.

Основой для выбора художника является применяемый им стиль – стиль, который ему наиболее близок и который он уже продемонстрировал в своих работах. Если вы выберете художника для оформления, а затем предложите ему выполнить работу в несвойственном ему стиле, то существенно увеличивается риск взаимного недопонимания, неоправданных потерь времени и средств, нарушение нормальных рабочих взаимоотношений.

В начале художник делает набросок. Для того чтобы заказать набросок, необходимо детально представлять себе две вещи: тему книги, а также предполагаемый круг покупателей. Попытка заказать оформление обложки или суперобложки до того, как вы сможете описать книгу другому лицу достаточно точно, скорее всего приведет к неудаче.

Насколько полными должны быть ваши инструкции? Здесь очень важно не допустить двух крайностей: или вы описываете ваши пожелания настолько подробно, что художнику практически ничего не остается, кроме воплощения вашего замысла, или же вы оставляете художнику возможность принять такое решение, которое лично он считает лучшим.

Для большинства художников излишне исчерпывающие указания, возможно, являются большим из двух зол. При выборе художника прежде всего следует рассчитывать на разработку им достаточно оригинального в творческом плане внешнего вида книги. Строгие рамки и ограничения едва ли будут способствовать чему-то новому и оригинальному, что во многом определяет успех книги.

Если вы не укажете художнику хотя бы общее направление работы, он вынужден будет пойти своим путем. Если он знаком с работами вашего издательства и представляет состояние рынка, он сможет добиться необходимого результата. Постановка задачи в виде свободного обсуждения поможет вам преодолеть некоторые из этих трудностей и приобрести уверенность, что художник получил всю необходимую информацию. Как и в случае выбора особенностей формата, графика работ и сметы расходов, вам следует ориентироваться в положении на рынке, подобрать образцы для сравнения, знать продукцию конкурентов, и хорошо представлять, чего вы, собственно, хотите.

Непременно предложите художнику ознакомиться с рукописью, или хотя бы с частью рукописи, укажите моменты, которые вы хотели бы отразить в иллюстрациях, и общую тему оформления обложки. Договоритесь о способе представления предварительных набросков.



Пропорции


Если вам еще не известны окончательные размеры книги, имейте в виду возможность последующего изменения размеров при разработке дизайна.



Просмотр набросков


Наброски могут быть выполнены в самом общем виде с целью определения композиции будущей обложки, а могут представлять собой проработанное решение, включающее определение цветовой гаммы, шрифтовое оформление и композицию разворота.

Какому бы способу представления ни было отдано предпочтение, важно, чтобы вы в достаточной мере смогли оценить окончательный результат. Допустим, набросок вас удовлетворил. С какими еще обстоятельствами вам следует считаться?



Штриховые коды


Штриховой код представляет собой символ, используемый в соответствии с одной из двух международных систем маркирования товаров: UPS (Универсальная система кодов продуктов – Universal Product Code) в США, или EAN (Европейская система кодов товаров – European Article Number) в Европе. В большинстве своем эти две системы совместимы.

Штриховой код, используемый для книг, представляет код ISBN данной книги (Международный стандартный номер книги – International Standard Book Number), признанный в России, а также другие дополнительные атрибуты, такие как цена издания или внутренний идентификатор, используемый издательством по своему усмотрению.

По форме представления формат штрих-кода соответствует стандартам системы EAN.

Основные рекомендации состоят в том, чтобы издатели использовали наиболее предпочтительный стандарт (описанный в варианте 1 ниже), согласно которому код ISBN представлен в виде штрихового кода, а внутренняя рыночная цена книги приводится в качестве дополнительной информации. Но в тех случаях, когда цена книги может быть различной или изменяться на этапе хранения или реализации, и издатель не хотел бы включать цену в код, рекомендуется использовать минимальный стандарт, приведенный в варианте 2 ниже. При этом в штрих-код включается только номер ISBN.

В любом случае штрих-код располагается на последней сторонке обложки, переплетной крышки, суперобложки, внизу в левом или правом углу и для исключения возможной ошибки при считывании должен быть напечатан в черно-белом цвете.

Допустимые размеры также определены в Технической спецификации. Рекомендации даны для полного размера кода, но допускается уменьшение размеров до 90% или сокращение высоты штрихов на несколько миллиметров.

В качестве оригинала для штрих-кода желательно использовать фотоформу. На практике штрих-коды получают на фотобумаге или на обычной бумаге и помещают вместе с изображением обложки, поэтому правило "не делать дубликатов" на деле редко осуществимо.

Ниже приводятся два основных варианта использования штрих-кодов, а также еще несколько возможных вариантов.

Вариант 1 – Код ISBN и цена


увеличить изображение

Этот вариант штрих-кода представляет код книги согласно стандарту EAN, а также дополнительный пятизначный код, отображающий цену. Соответствующий код ISBN должен быть представлен в цифровой форме легко различимым шрифтом, который включается в содержимое основной фотоформы и располагается выше штрих-кода.

Номер книги согласно стандарту EAN представляет собой код ISBN, за исключением последней контрольной цифры, вместо которой используется число 978. Число 978 всегда содержится в штрих-коде для любой книги и идентифицирует продукт как книгу в соответствии с системой нумерации EAN. Последней в номере EAN является контрольная цифра, которая обычно отличается от контрольной цифры в коде ISBN. Номер EAN отображается под штрих-кодом.

Что касается кодирования цены, то, например, в Англии первые три цифры из пяти дополнительных представляют цену в фунтах, а последние две – в пенсах. Три горизонтальные линии выше дополнительного штрих-кода указывают продавцу в розничной торговле на то, что штрих-код содержит информацию о цене.

Этот вариант кода носит название "Версия NK".

Вариант 2 – Только код ISBN


увеличить изображение

В этом случае отображается только код ISBN в форме стандарта EAN, а также представленный легко различимыми символами код ISBN, как и для варианта 1.

Этот вариант носит название "Версия NR".

Для издателей, которые не хотели бы приводить цену для своих книг, но желали бы идентифицировать различные варианты данной книги для целей учета при хранении (например, для различных вариантов репринтов, код ISBN и коды NR для которых одинаковы) существует вариант 3.

Вариант 3


увеличить изображение

Это штрих-код с пятью дополнительными цифрами, предназначенными для внутреннего использования издательством. Три горизонтальные линии, присущие коду NK, отсутствуют.

Этот вариант называется "Версия NF".

Вариант 4


увеличить изображение

Этот штрих-код имеет две дополнительные цифры для внутреннего использования издательством.

Данный вариант называется "Версия NT".



Составление окончательного изображения и его оценка


Согласившись с представленным наброском, следует переходить к созданию окончательного изображения.

На этой стадии необходимо знать точные размеры изображения и решить различные технические проблемы, выявившиеся в ходе обсуждения наброска.



Специальные эффекты


Золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков вам никогда не удастся точно сказать, как все это будет выглядеть при печати тиража. Если у вас нет достаточного практического опыта и вы плохо представляете, как воспроизводится тот или иной эффект, используемый в наброске, вам придется немало экспериментировать, прежде чем удастся точно воспроизвести рисунок, сделанный художником.



Способ представления


Чтобы представлять себе, как оценить изображение для обложки с учетом всех тонкостей, следует знать особенности процесса получения изображения.

Более подробно эта тема будет рассмотрена в разделе 10. Здесь же мы остановимся лишь на основных моментах.

Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ; или, если цветоделение было выполнено вручную, в виде изображения на плотной бумаге с прозрачным покрытием содержащим инструкции или дополнительные детали.

Использование различных издательских систем и пакетов программ для оформления обложек довольно широко распространено, и более подробно об их применении будет сказано в разделе 5.2.

Одной из причин, по которой работы над обложками с помощью настольных издательских систем (НИС) гораздо эффективнее и быстрее, чем ручные работы, является то, что НИС дают возможность получить завершенные или близкие к завершенным файлы или фотоформы, требующие минимальных затрат для их подготовки к печати. Созданные с помощью НИС изображения также легче обрабатываются в процессе производства книги.

При традиционном подходе сначала получают базовое изображение, содержащее основные элементы дизайна. Обычно его создают на жесткой гладкой художественной бумаге или на бристольском картоне. Затем создают покрытие или несколько покрытий: это может быть лист прозрачной пленки (или несколько листов), содержащий подготовленный для пересъемки материал (оригинал-макет); или это может быть простое описание, содержащее ясные и подробные инструкции по цветоделению, а также другую информацию.

Базовое изображение с несколькими прилагаемыми слоями со знаками для совмещения основных цветов носит название оригинал со штриховым цветоделением (colour line separation artwork). Второй вид – когда приводятся инструкции по получению требуемых цветов – можно назвать многоцветным оригиналом с контурными линиями (multicolour keyline artwork).

При штриховом цветоделении на основном листе содержатся только зоны, закрашенные черным, буквы и штрихи.
Другие компоненты, печатаемые другим цветом – скажем, красным, зеленым или синим – наносятся в соответствии с предназначенными для них позициями на несколько прозрачных покрытий, накладываемых на базовое изображение. При этом никакой дополнительной работы не требуется: все подготовлено для съемки.

Такой способ представления сделанных вручную изображений хорош для относительно несложных структур, но требует значительной предварительной подготовки во время работы в студии. Каждое покрытие должно быть выполнено очень точно.

Многоцветные оригиналы с контурными линиями больше подходят и чаще используются для сложных рисунков в ходе оформления обложек, где имеют место различные оттенки, выворотки и использование всех основных четырех цветов. Здесь лучше всего нанести на базовое изображение не только границы цветовых областей и зоны в черном цвете, но и достаточное количество цветовых компонентов. Прозрачное покрытие же будет содержать требования по цветоделению и другие указания.

Независимо от способа подготовки оригиналов и технологии изготовления фотоформы на обложке должно быть предусмотрено место для штрих-кода. Сейчас мы перейдем к рассмотрению этого вопроса.


Суперобложки


Передняя сторонка. Приняв за основу размеры обрезной страницы и далее предполагая, что область изображения обрезается в край, прибавляем 6 мм сверху, 6 мм снизу и 9 мм к внешнему краю для изображения на передней сторонке. Из указанных 6 мм для верхних и нижних полей 3 мм отводятся под выступающую над страницами часть оборачиваемой переплетной крышки, а 3 мм – под обрезку изображения. Для внешнего края страниц 3 мм отводятся под выступающую часть переплетной крышки, а 6 мм – на "закругление", когда изображение переходит через край крышки переплета и заканчивается на клапане.

Задняя сторонка. Имеет те же размеры, что и передняя сторонка.

Корешок. Вычислите толщину книжного блока, используя приведенную выше формулу для обложек. Прибавьте к этому значению 7 мм для клеевого скрепления блоков, или 9 мм для сшитых блоков (значение предполагает стандартный калибр картона и должно быть скорректировано в случае использования более тонких или более толстых крышек). Разница этих двух значений обусловлена тем, что для сшитых блоков характерна большая, чем для клееных, выпуклость составляющих книжный блок тетрадей в месте фальца.

Клапаны суперобложки. Стандартные размеры для клапана суперобложки составляют примерно по 90 мм слева и справа.



Задание размеров изображения


Допустимый для обложек и суперобложек размер определяется обрезным размером страницы книги.