Отечественное и зарубежное издательское дело
Введение в дисциплину. Источники изучения Актуальность дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» определяется несколькими принципиальными положениями. Во-первых, в последние годы XX столетия в России сформировалась, и продолжает развиваться новая система издательского дела, коренным образом отличающаяся от той, которая функционировала в стране и определяла ее издательский потенциал на протяжении 60 лет (1930- 1990 гг.). Анализ основных характеристик этой системы, ее перспектив и возможностей представляет собой одну из самых актуальных задач книговедения сегодня. Во-вторых, само становление и функционирование новой издательской системы проходило под влиянием ряда важнейших факторов, среди которых отчетливо выделяются социально-политические (демократизация различных сфер общественной жизни страны), экономические (переход к рыночным отношениям и плюрализму форм собственности), научно-технические (общим фоном и материально-технической основой происходящих изменений является растущее использование новых информационных и коммуникационных технологий), международные (глобализация финансовых, экономических, культурных, информационных взаимоотношений и интеграция в этом русле российской издательской системы в мировую) и другие. Анализ указанных факторов и попытка рассмотреть возможности экстраполяции их воздействия на положение в издательском деле в России в XXI веке в качестве предмета представляемого исследования, без сомнения, является актуальной проблемой. В-третьих, требуется переосмысление и развитие некоторых из сложившихся книговедческих концепций, в которых недостаточно полно учитываются системный характер книжного дела, типологии книги, перспективы развития книгоиздания в условиях все более усиливающейся конкуренции со стороны новых средств коммуникации. Образование новой издательской системы в стране естественным образом сказалось на объеме выпуска издательской продукции и ее репертуаре, причем изменения эти зачастую носят, столь существенный характер, что рассмотрение причинно-следственных связей в этой сфере также заслуживает большого внимания.
Кроме того, при анализе условий функционирования издательской системы был использован деятельностный подход, позволивший определить сущностные характеристики системы. Основой проведенного исследования стали труды классиков российского книговедения М.Н. Куфаева, Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, Н.А. Рубакина, а также крупнейших ученых, работающих в сопредельных сферах науки о книге и книжном деле: С.Г. Антоновой, И.Е. Баренбаума, А.И. Барсука, А.А. Беловицкой, П.Г. Буги, В.И. Васильева, Р.С. Гиляровского, А.А. Гречихина, Е.А. Динерштейна, М.П. Ельникова, И.Г. Моргеншгерна, Е.Д. Немировского, С.П. Омилянчука, С.А. Пайчадзе, Н.М. Сикорского, В.И. Соловьева, В.Д. Стельмах, К.М. Сухорукова, И.А. Шомраковой, И.Л. Шурыгиной, К.Т. Ямчука и др. В качестве источников в конспекте лекций использованы материалы Государственного архива печати РФ, информационные файлы банка данных «Российская библиография» (Российская книжная палата), данные статистических ежегодников «UNESCO Statistical Yearbook», материалы съездов и конференций Международной ассоциации издателей, Международной федерации книготорговцев. Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Федерации европейских издателей, Директората образования, культуры и спорта Совета Европы, Международного агентства ISBN и пр. Отдельную группу источников представляют монографии известных теоретиков средств массовых коммуникаций М. Маклюэна и О. Тоффлера, крупных зарубежных книговедов Р. Баркера, Э. Бейверсток, Р. Эскарпи, К. Мигоня, П. Кэрвена, Дж. Кремера, Л. Шацкина, Дж. Хьюнефельда, Дж. Хэджкока, У. Эко, Р. Эстиваля, а также переведенные автором данного исследования на русский язык коллективные монографии американских специалистов книжного дела «Книгоиздательский бизнес» (М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993) и «Книжный маркетинг» (М.: Терра, 1996). Кроме того, в работе использованы многочисленные отечественные и зарубежные периодические издания книговедческой проблематики, материалы интернет-сайтов различных организаций, отчеты о НИР, выполненных научными учреждениями отрасли, в том числе Российской книжной палатой, материалы СИФ НИЦ «Информпечать» РКП. Книгоиздание в структуре современного книгоиздания На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции.
Однако эффективность издательской деятельности в современных условиях могла бы быть гораздо более высокой, если бы совершенствование работы издателя опиралось на более надежную научную, книговедческую основу. В этой связи, приходится, к сожалению, констатировать неадекватность разработки проблем издательского дела на нынешнем этапе развития книговедения, особенно теории и практики издательского дела как научной или учебной дисциплины. На это в последнее время не раз обращали внимание видные ученые-книговеды и практики книжного дела. Так, И.Е. Баренбаум совершенно справедливо замечает, что «редакционно-издательское дело и книжная торговля не обеспечены столь же глубокими, фундаментальными, новаторскими теоретическими разработками, как общее книговедение и библиографоведение», но, на наш взгляд, делает из этого заключения совершенно неожиданный вывод: «С использованием новых средств меняется технология производства и продажи книг, но при этом не требуется координальное переосмысление объекта и предмета науки, как, например, в библиографоведении. Многое здесь зависит от общетеоретических книговедческих положений, которыми определяется методология редакционно-издательской науки и библиополистики». В этой связи нельзя не согласиться с А.А. Гречихиным, что, игнорируя системный подход, вообще можно придти к исключению из книжного дела момента «книгопроизводства». Польский книговед К. Мигонь, также отмечая не разработанность отдельных разделов книговедения, писал: «Среди книговедческих (и родственных им) дисциплин наряду с такими высокоразвитыми в теоретическом, фактографическом и институциональном отношении, как библиография, библиотековедение, история книги, есть отрасли, которые только формируются. Это издательское дело, книжная торговля и чтение, а также узкие, специализированные отрасли (хотя и имеющие длительную традицию): папирология, переплетное дело, оформительское искусство». К. Мигоню вторит И.Г. Моргенштерн: «Моделировать структуру книжного дела через перечисление составляющих его областей (звеньев) затруднительно и по той причине, что, как ни странно, еще далеко не завершился процесс формирования и наименования этих частей и становления в качестве самостоятельных изучающих их научных и/или учебных дисциплин.
Например, в области создания книги как будто существует редакционно-издательское дело и посвященные ему теория, история, методика, организация этого дела, однако реальные научные и учебные дисциплины именуются теория и практика редактирования, теория журналистики, организация и экономика издательского дела и т.д.». Такой подход к проблемам теории и практики книгоиздательского дела во многом объясняется тем, что на протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи, то есть к так называемому редакторскому анализу, а также к технической обработке и подготовке издательского оригинала к производству. Именно поэтому теория и практика редактирования была практически единственной научной и учебной дисциплиной книгоиздательского цикла. Проблемы реализации книги - главного звена издательского дела в мировой практике - государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны. В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т.е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». В этом, сфокусированном, смысле издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.
Хотя И.Е. Баренбаум в уже цитированной нами статье и писал, что в книговедении «покончено с терминологической путаницей» и на этой основе «улучшилось взаимопонимание между специалистами (практиками и теоретиками)», тем не менее, одна из основных категорий книговедения - книжное дело - до сих пор относится к числу наименее разработанных понятий как в системе научного знания, так и в практической деятельности. В энциклопедии «Книга», например, одном из последних изданий книговедческого цикла, прямо указывается на то, что существуют различные мнения о составе книжного дела. Отметим, что из множества подходов к определению этой категории нам более близки позиции Е.А. Динерштейна, с которых к книжному делу предлагается относить лишь те отрасли, которые связаны с производством и распространением книги (издательское дело, книгопечатание и книжная торговля). Для соотнесения этих отраслей друг с другом характерны экономические связи. Что касается библиографий и библиотечного дела, то они, по мнению Е.А. Динерштейна, связаны с бытованием книги в обществе и в состав книжного дела не входят. Объединяющим началом в этом случае являются, как считает автор схемы, идеологические связи. Хотя последнее положение представляется нам достаточно спорным, все же структуре книжного дела, построенной на «производственном» принципе, на понятии дела как «делания», следует отдать предпочтение. Это согласуется и с упомянутым выше мнением А.А. Гречихина, который в другой своей работе также настаивает на необходимости «в корне пересмотреть те системы книжного дела, которые вообще исключают сферу «книгопроизводства». Однако, вне зависимости от того, какая схема книжного дела рассматривается, мы утверждаем, что в современных условиях издательское дело не просто входит в его состав, но и является его основной и ведущей частью. Это утверждение основывается, по крайней мере, на трех моментах. Во-первых, именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, - формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т.д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своего читателя/покупателя.
Ведущее положение книгоиздания в структуре книжного дела отчетливо определяется и при так называемом «стадиальном» рассмотрении, при анализе цепочки различных видов деятельности на пути книги от замысла к материальному воплощению в издание и переходу его в руки читателя. Один из представителей такого подхода К. Мигонь, утверждая, что совершенно естественно классифицировать книговедческие отрасли подобным образом, пишет: «В такой интерпретации первой частью науки о книге будет наука об издательском деле, под которым мы понимаем совокупность процессов, направленных на приспособление авторского текста к нуждам читателя, а также производство книги». Во-вторых, с точки зрения экономической издательское дело представляет собой одну из форм предпринимательства, базирующуюся на началах книжного маркетинга. И в этом отношении издательское дело можно назвать ведущим направлением книжного дела, поскольку именно издатель принимает на себя весь риск по выпуску книги как товара, т. е. предмета, предназначенного для продажи и призванного удовлетворить потребности определенной группы читателей. Уже упоминавшийся Дж. Алексис Кучумов говорил по этому поводу: «Издательская фирма по-настоящему является издательским предприятием только в том случае, если она не уклоняется от риска, если она доверяет оценкам читающей публики в вопросах отбора книг для издания, если издательские убытки в конце концов возмещают не читатели и не налогоплательщики. Для достижения успеха издательство должно идти на разумный риск, и не только финансовый. Издатель должен определять культурную, научно-техническую ориентацию своей фирмы, брать на себя обязательства от ее имени. И это лишь немногие примеры ситуаций, когда издатель идет на риск». В-третьих, превратившись в результате эволюции издательского производства из посредника между автором и типографией в посредника между автором и читателем, издатель все больше и все чаще становится в определенной степени праавтором будущего издания, планирующим зачастую не только форму, в которую облекаются произведения автора, но и само произведение.
На эту особенность фигуры сегодняшнего издателя мы впервые обратили внимание еще в конце 70-х годов. В этой связи важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом. Специфику издательско-информационного продукта отмечал еще академик О.Ю. Шмидт, один из первых руководителей Госиздата: «Каждая книга имеет свою судьбу, своего (подчас очень «индивидуального») автора, свой технический подход, свои трудности, свою особую читательскую среду и свой неизбежный хвост неприятностей». По существу, именно издательский проект является основным видом продукции любой современной книгоиздающей структуры в ее главной, творческой ипостаси, и не случайно именно издательское название (title) является ведущим показателем активности издательства, преимущественной формой статистического учета в мировом книжном деле. Можно утверждать, что, по аналогии с деятельностью промышленных предприятий, число выпускаемых названий книг и брошюр является измерителем «мощности» издательской организации, приоритетной характеристикой ее творческого и производственного потенциала. Специфика издательского производства в современных условиях позволила Международной ассоциации издателей назвать его созидательной, креативной экономикой с учетом творческого вклада и размеров добавленной стоимости самого издателя в каждый разрабатываемый проект. В настоящее время творческая роль издателя, его доля участия в разработке проекта издания возрастает настолько, что это дает ему основание ставить вопрос о формировании новой области права, которая была бы полностью независимой от авторского права. «Контракт, или авторское право (как оно именуется в рамках римской юридической традиции), - отмечает Пауль Н. Ассер из Международной группы издателей научной, технической и медицинской литературы больше уже нельзя рассматривать как исключительную привилегию одного автора.
Это может быть группа авторов или даже издательская фирма. Вот почему мы должны, в дополнение к авторским правам, создать систему прав, которыми можно было бы пользоваться для охраны наших инвестиций и обеспечения дальнейшей работы наших издательских фирм». Это особое право должно учитывать издательскую инициативу по выпуску той или иной книги, а также влияние издателя на формирование авторского коллектива, роль редактирования и составления, подготовки художественного оформления, организации производственного процесса и маркетинга. Творческая роль издателя в креативной экономике органично сплетается с его предпринимательской функцией, которая наиболее рельефно проявляется в процессе инвестирования производственных процессов. Как бы ни были сильны в книге ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело - это прежде всего предпринимательство. Тот же П.Н. Ассер, говоря об экономической стороне издательской деятельности, утверждает: «Все же издательское дело - это бизнес, что бы мы ни говорили об идеалистических и нематериальных его свойствах. При всем старании взять в расчет предстоящий рыночный риск, никто не может точно знать заранее, как воспримет рынок новую книгу - вещь, которую еще никто не видел и на которую, может быть, совершенно не будет спроса, исключая спрос со стороны членов семьи автора. Покрытие этого риска является существенным фактором обеспечения издательской функции». Поэтому, вкладывая свои или заемные средства в издания, издателю-инвестору приходится так планировать помещение капитала в другие издания, чтобы результирующая строка в балансе доходов и расходов позволила не только покрыть возможные убытки, но и получить прибыль. Многие издатели из разных стран мира разделяют точку зрения философа книжного бизнеса, вице-президента и главного редактора американского издательства «Даблдей Паблишинг Компани» Сэмюэла Воэна, утверждавшего, что «без умеренной прибыли издатель не сделает ничего. Если не выпускать в свет книги, которые можно продать, а на вырученные средства оплатить аренду и выдать зарплату, издательство не сможет вообще выпускать книг - ни серьезной литературы, ни чтива».
Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать

Масштабы современного мирового книгоиздания В истекшем столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми. Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции. Вовлечение все новых организаций в издательское дело привело к тому, что, как уже указывалось выше, статистическая служба ЮНЕСКО исчерпала свои возможности достоверного учета выпускаемой продукции. С 1991 г. прекратилась публикация в статистическом ежегоднике «UNESCO Statistical Yearbook» сводных данных об издательской деятельности в мире. В настоящее время в сборнике публикуются сведения лишь по отдельным странам, да и то с большим опозданием. Единственным кумулятивным источником получения сведений о положении в мировом книгоиздании 90-х годов являются данные интернет-сайта Международной ассоциации издателей, подготовленные на основе материалов, предоставляемых в штаб-квартиру МАИ национальными издательскими ассоциациями. Базируясь на этих данных, а также используя иные источники (периодическую печать, материалы книжных выставок и ярмарок и т.д.), можно определить рейтинг стран, входящих в первую десятку лидеров мирового книгоиздания.
В связи с тем, что сами статистические сведения о книжном выпуске формируются на основе разных методик и имеют неодинаковую степень достоверности, мы сочли возможным учитывать в рамках данного рейтинга характеристики, определяющие достигнутый уровень книжного выпуска в той или иной стране, вокруг которого колеблются меняющиеся год от года показатели. Таблица 1
Лидеры Мирового книгоиздания в 2000 г. (по алфавиту)
№ п/п |
Страна |
Количество выпускаемых названий, тыс. |
1 |
Бразилия |
50 |
2 |
Великобритания |
120 |
3 |
Германия |
80 |
4 |
Италия |
50 |
5 |
Испания |
60 |
6 |
Китайская Народная Республика |
140 |
7 |
Российская Федерация |
60 |
8 |
США |
70 |
9 |
Франция |
50 |
10 |
Япония |
70 |

Обоснованные автором характеристики позволяют судить о складывающихся тенденциях и пропорциях и могут быть использованы для формирования государственной политики в книжном деле. На этих основаниях можно представить себе следующую картину развития мирового книжного производства во второй половине XX в. Таблица 2
Мировое книжное производство (тыс. названий)
Континенты и регионы |
Годы |
|||||
1955 |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
|
Мир в целом |
269,0 |
332,0 |
521,0 |
715,0 |
842,0 |
1250,0 |
Австралия и Океания |
1,0 |
1,0 |
7,0 |
12,5 |
12,0 |
15,0 |
Азия |
54,0 |
51,0 |
75,0 |
138,0 |
228,0 |
300,0 |
Африка |
3,0 |
5,0 |
8,0 |
12,0 |
13,0 |
15,0 |
Европа |
186,0 |
239,0 |
326,0 |
411,0 |
441,0 |
690,0 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна |
11,0 |
17,0 |
22,0 |
43,0 |
42,0 |
70,0 |
Северная Америка |
14,0 |
18,0 |
83,0 |
99,0 |
106,0 |
150,0 |

Демократизация издательской деятельности в России Принятие Закона «О печати и других средствах массовой информации» произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили: «Ст. 1. Свобода печати Печать и другие средства массовой информации в СССР свободны. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации. Цензура массовой информации не допускается»
